ДТП откуда ни возьмись… Наезд на препятствие

Да, на дорогах бывает всякое, и, повторимся, случаи, когда на пути проезжающего автомобиля оказываются лакированные ботинки стоящего на дороге пешехода, нередки. При этом некоторые особо одаренные драйверы умудряются проехаться по крохотным мыскам малолетнего ребенка.

Виды экспертиз

В экспертной практике обычно принято считать, что оценка действий пешеходов не входит в компетенцию эксперта-автотехника, поскольку она не требует специальных познаний и в подавляющем большинстве случаев носит юридический (правовой) характер. В конкретных случаях эксперт вправе дать оценку технических аспектов действий пешеходов на предмет их соответствия требованиям п. п.4.3, 4.5 и 4.6 Правил дорожного движения РФ, а именно: определить при переходе вне зоны пешеходного перехода «хорошо ли просматривалась дорога в обе стороны» (300м) от линии движения пешехода (п.4.3), достаточным (безопасным) ли было расстояние до приближающихся транспортных средств в момент выхода пешехода на проезжую часть (п.4.5), а также наличие приоритета по отношению к другим участникам движения (п.4.6). Примечание.

Наезд на препятствие: статистика

Под данным определением понимается дорожно-транспортное происшествие, когда автомобиль сталкивается с неподвижным предметом.

Объекты, на которые чаще всего наезжает транспорт:

  • ограждения;
  • опоры;
  • деревья вблизи дорог;
  • столбы;
  • приоткрытые двери другого транспорта;
  • стройматериалы;
  • здания и постройки около дорог.
Наезд на препятствие: статистика

По статистике наиболее распространенными причинами являются:

  • человеческий фактор: переутомление, невнимательность, телефонные разговоры, курение, прием пищи за рулем и т.д.;
  • алкогольное опьянение водителя;
  • неблагоприятные погодные условия, ухудшающие видимость и препятствующие нормальному движению по трассе;
  • превышение скорости;
  • неисправность транспорта и т.д.

Данный вид ДТП встречается часто. Чтобы в такой ситуации вы знали, как поступить,, важно знать о юридических моментах оформления этой аварии.

Виды ДТП и их причины

Классификация дорожно-транспортных происшествий необходима, потому что:

  • является элементом выяснения причины ДТП;
  • позволяет явно указать степень вины участника;
  • позволяет ограничить степень материального ущерба;
  • является основанием при классификации степени виновности (административная, уголовная) в зависимости от нанесенного пострадавшим вреда.

Для ДТП есть как общие причины, такие как управление в неадекватном состоянии, несоблюдение дистанции, разговор по телефону во время управления транспортным средством, так и специфические при определенных ДТП.

Именно поэтому в части случаев уже из самой классификации ясна наиболее вероятная причина, что может служить для статического анализа и планирования мер по предотвращению данного типа ДТП на определенном участке, где они случаются значительно чаще, чем в среднем.

Классификация для указания степени виновности важна страховым компаниям при решении спора в суде, поэтому неправильно классифицированное ДТП может повлечь неправомерное решение суда или отказ в страховом возмещении.

Виды ДТП и их причины

Правильная классификация позволяет страховщику ограничить страховое возмещение суммой, указанной в договоре именно для этого страхового случая.

Читайте также:  Наружные кишечные свищи. Причины, диагностика

Существенный ущерб здоровью или смерть пострадавшего может стать основанием при возбуждении уголовного дела.

ДТП можно классифицировать:

  • по объективности повода возникновения;
  • по его причине;
  • по способу возникновения;
  • серьезности последствий;
  • по предотвратимости.

Судебная практика по статье КоАП РФ

Конечно, ситуаций – миллион, и каждая из них сопровождается своими обстоятельствами. Случаются и спорные моменты с совершенно неожиданным исходом, в пользу чего говорит реальная история из жизни, когда гражданин К. совершил случайный наезд на гражданку Н. в момент ее перехода через дорогу по нерегулируемому пешеходному перекрестку. В итоге было открыто административное дело по статье , поскольку Н. получила одиночный перелом и черепно-мозговую травму.

Судебная практика по статье КоАП РФ

Полноценное сотрудничество со следствием и признание своей вины пойдут автомобилисту на пользу

Причины и виды ДТП ч. Группа компаний ЦРК

Продолжаем рассмотрение основных видов дорожно транспортного происшествия, начатое в предыдущей статье (Причины и виды ДТП ч. 1).

3. Если произошло на перекрёстке.

В последнее время участились случаи дорожно-транспортного происшествия на перекрёстке. Дело в том, что на светофоре многие автомобилисты не удосуживаются применять правила дорожного движения, отсюда и получаются столкновения на перекрёстках.

Есть нюансы, касающиеся самого перекрёстка: регулируемый ли он или нет, поворот будет совершён направо или налево. От этого зависит и степень сложности принятия решения сотрудниками ГАИ о вине того или другого участника движения.

При движении по главной дороге на нерегулируемом перекрёстке (пункт 11.4), разворачиваясь или поворачивая налево, необходимо сначала уступить дорогу всем едущим навстречу транспортным средствам по направлению вправо или прямо. Аналогична ситуация при повороте направо. Тем не менее, обращать необходимо внимание на дорожную ситуацию сзади, так как помеха может находиться с любой стороны: может быть кто-то уже пошёл на обгон, нарушая ПДД.

Обгон на перекрёстке вообще очень хитрая вещь. Конечно, не знание правил дорожного движения совсем не освобождает от ответственности, тем не менее, ситуация бывает настолько запутанной, что виновного определить бывает крайне сложно. Иногда признают виновными обоих водителей.

Следуя пункту 11.4 ПДД, обгон на перекрёстке не может быть произведён в следующих случаях:

  • На перекрёстках с регулируемостью, а также при движении по второстепенной дороге без регуляции;
  • На переходах пешеходов;
  • На переездах железнодорожного транспорта, а также за сто метров до него;
  • В тоннелях, на эстакадах и под ними, на путепроводах, на мостах;
  • На любых других участках с ограниченной видимостью.

В остальных случаях обгон разрешён, тем не менее, это вовсе не означает не необходимость соблюдения правил дорожного движения.

Практика показывает, что обгон лучше всё-таки совершать до перекрёстка, чем на нём. Потому, что ситуация, когда один из водителей совершает обгон, а другой – поворачивает, сама по себе чересчур щекотливая. Необходим большой опыт при совершении таких манёвров.

4. Если произошло на пешеходном переходе.

Пешеходный переход априори должен являться зоной особой безопасности для пешехода, тем не менее, это совсем не так. Сбивают на пешеходах, и ещё выставляют самого же пешехода помехой движения.

Однако всё зависит от конкретной дорожной ситуации.

Если говорить о транспортно-пешеходных отношениях, то одни тщательным образом следят за другими и не хотят уступать друг другу.

Причины и виды ДТП ч. Группа компаний ЦРК

Если серьёзно, то большинство ДТП на пешеходном переходе происходит в тёмное время суток. В принципе, этого можно легко избежать, если на одежде будут светоотражательные элементы, а когда на улице ночь и пешеход одет в тёмную одежду – результат вполне предсказуем.

Читайте также:  Лапароскопическая холецистэктомия: что это такое, ход операции

Конечно, данное положение относится к не освещённому пешеходному переходу.

Вернёмся к противостоянию сторон.

Пешеход виноват бывает в случаях, если переходит на красный сигнал светофора или переходит не по пешеходному переходу. По идее, причин такого поведения у человека, переходящего дорогу, несколько. Самые распространённые: он спешит, это играющий ребёнок, это пенсионер, ему перейти именно так удобно, там раньше был переход, нужный транспорт отъезжает или подъезжает к остановке. Ни одна из перечисленных причин не должна стать результатом дорожно-транспортного происшествия.

К сожалению, пешеходный переход не панацея от ДТП. Так, наезд может случиться в следующих случаях:

  • Пешеходный переход нерегулируемый. Это происходит из-за невнимательности автомобилиста;
  • При съезде с дороги или при повороте на перекрёстке. Это может случиться из-за банального непропуска пешехода;
  • Пешеходный переход регулируемый. Это из-за невнимательности, а так же из-за наглости водителя.

Может быть водителем превышена скорость движения. А быстро затормозить перед пешеходом не всегда получается. Точнее, мгновенное торможение у машины невозможно.

Чего же стоит «бояться» водителю в таком случае?

Во-первых, остановок. Пешеходы любят неожиданное появление.

Во-вторых, впереди едущих водителей, которые пропускают пешеходов вне перехода.

В-третьих, припаркованных авто. Они стоят, в том числе на переходе, и пешеход опять-таки может появиться неожиданно.

Ответственность за ДТП на пешеходном переходе предусматривает либо штраф, либо лишение прав водителя, либо уголовную ответственность, но только в случае причинения вреда здоровью.

Вообще, страшно не столкновение с автомобилем человека, страшен результат развития событий после процесса. А именно: смертельных травм от столкновения с авто не может быть. Бывают вывихи, ушибы, переломы. А вот после – смертельные удары о бордюр или асфальт головой, возможно и о лобовое стекло, о кузов. Но это уже в очень серьёзных случаях.

В третьей части мы рассмотрим оставшиеся причины ДТП.

Как действовать при ДТП

Оказавшись в ДТП, водители часто впадают в панику и не знают, как поступить. Порядок действий закреплен в п. 2.5 ПДД РФ. В нем говорится:

Как действовать при ДТП

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Дальнейшие действия напрямую зависят от того, пострадали ли в результате аварии люди, или вред нанесен только имуществу. Порядок действий в первой ситуации фиксирует п. 2.6 ПДД РФ.

Как действовать при ДТП

Норма содержит следующую информацию:

Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:

  • принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
  • в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
  • освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
  • записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.
Как действовать при ДТП

Если вред причинен только имуществу, в соответствии с п. 2.6.1 ПДД РФ водитель обязан зафиксировать произошедшее при помощи фото- и видеосъемки, а затем убрать транспортное средство с проезжей части, если оно мешает движению других автомобилей. Закон обязывает заснять:

  • расположение машин по отношению друг к другу;
  • положение ТС к объектам инфраструктуры;
  • повреждения автомобиля;
  • следы на дороге, оставленные попавшими в аварию машинами;
  • предметы, имеющие отношение к ДТП.
Как действовать при ДТП

Если участникам аварии не удается прийти к общему мнению в отношении определения виновников или иных нюансов произошедшего, необходимо записать имена и адреса проживания очевидцев произошедшего, а затем обратиться в полицию для получения дальнейших указаний.

Читайте также:  Почему возникает и как выглядит паховая грыжа?

Если обстоятельства разногласий не вызывают, необходимость в обращении в уполномоченный орган отсутствует. Схема действия в сложившейся ситуации может быть следующей:

Как действовать при ДТП
  • оформить документы о происшествии, посетив ближайший пост ДПС или отделение полиции, предварительно зафиксировав случившееся при помощи фото- и видеосъемки;
  • оформить документы без привлечения уполномоченных лиц, заполнив бланк извещения о ДТП в соответствии с нормами Положений о правилах ОСАГО владельцев ТС;
  • не оформлять документацию, если повреждено только имущество участников ДТП, но такой вариант может обернуться проблемами при получении компенсаций по страховке или договоренности.

При этом точный порядок действий после ДТП зависит от индивидуальных нюансов сложившейся ситуации.

Как действовать при ДТП

Когда возможен отказ в выплате?

В правилах страхования отдельным пунктом указаны исключения из страхового покрытия. Часть этих исключений относятся ко всем застрахованным рискам, а не только к наезду на препятствие. Вот общие из них:

  • если водитель был в наркотическом, алкогольном или утомленном состоянии;
  • если документально подтверждено использование технически неисправного автомобиля (указано в документах ГИБДД);
  • в заявлении не указаны дата, время и место события, например, не помню, не знаю;
  • событие произошло вне территории страхования (в другой стране).

В страховым компаниях, где установлен денежный лимит по обращению без справок, в выплате возмещения отказывают в случае превышения этого лимита. Среди причин, по которым может быть отказано в выплате, отмечаются следующие:

Когда возможен отказ в выплате?
  • водитель скрылся с места ДТП, есть свидетели, подтверждено документально;
  • за рулем находился водитель, не указанный в полисе КАСКО (при ограниченном списке).

Чтобы знать, заплатит ли страховая компания за ущерб, полученный в результате наезда на препятствие, необходимо изучить Правила страхования. Важные пункты среди них – страховые риски и исключения из страхового покрытия. От наезда на препятствие никто не застрахован, но если автомобиль застрахован по КАСКО, то ущерб будет возмещен.