5 приемов для воспитания и обучения детей с разным типом темперамента

Темперамент ребенка, а потом и взрослого – это то, что не изменить, то с чем придется жить, что придется любить и с чем нужно будет работать. Чтобы ребенок вырос полноценным, адаптивным, социально привлекательным, успешным взрослым человеком, крайне важно родителям понимать какой именно их ребенок, и на какие рычаги необходимо воздействовать, чтобы максимально помочь ему стать гармоничной личностью.

Особенности темперамента:

Малыши-холерики Ребенок с холерическим темпераментом: Активен; Импульсивен; Подвижен; Часто бывает агрессивным. Такие малыши отдают предпочтение шумным и подвижным играм, проявляют лидерские качества, быстро воспринимают и запоминают материал, легко адаптируются в новой для них обстановке, с трудом засыпают. Родители холерика должны постараться правильно направить энергию малыша. Очень полезно отдать такого ребенка в спортивную секцию. Дети-холерики не любят закрытого пространства, поэтому для них очень полезны прогулки на природе и свежем воздухе. Малыш-меланхолик Дети с меланхолическим темпераментом очень тревожные, сдержанные, закрыты от окружающих, рассудительные, неторопливые. Такие малыши быстро утомляются, неуверенные в своих силах, очень чувствительны. Меланхолики любят общаться со взрослыми, их легко обидеть. Родители должны проявлять заботу, внимание и чуткость к малышам-меланхоликам, поощрять их инициативу, быть осторожными в процессе общения с ними. Малыши-флегматики Ребенок флегматического темперамента малоактивный, спокойный, сдержанный, неэмоциональный. Такие дети отдают предпочтение спокойным играм, долго адаптируются к новым условиям. Родители должны постараться активизировать флегматиков, разнообразить их свободное время, развивать их ловкость и подвижность. Малыши-сангвиники Дети сангвинического темперамента общительные, активные, подвижные, жизнерадостные, склонны к лидерству. Они редко обижаются, любят подвижные игры. Сангвиникам часто не хватает терпения и упорства. Такие малыши очень нуждаются в постоянном контроле и присутствии взрослых.

Памятка: советов, как ужиться с любым типом темперамента

Педагогам и мамам важно помнить простые правила. Они помогают наладить коммуникацию, предупредить конфликты и максимально раскрыть потенциал ребенка:

  1. Темперамент — это навсегда. Его нереально перерасти, перевоспитать, закалить или убрать режимом дня, загруженностью в урочное время и на дополнительных предметных кружках, секциях.
  2. Нет плохих темпераментов. Это всего лишь особенность скорости, силы и длительности психических реакций. Не более, и не менее.
  3. Стереотипы далеки от правды. Практикующий психолог или учитель со стажем скажет, что меланхолик — это не всегда нюня, холерик — не скандалит, флегматик — не зануда, а сангвиник — не вечно улыбчивый ребенок.
  4. Используйте преимущества. Любой психолог скажет, что сильная сторона холериков — это высокая работоспособность и умение достигать своей цели. Сангвиники необычайно коммуникабельны, легко заводят знакомства. Флегматики рациональны и доводят начатое до конца. А меланхолики необычайно чутко чувствуют мир, людей, обладают эмпатией
  5. Темперамент — составляющая личности, но не вся личность. Помимо темперамента на формирование школьника влияет воспитание, социальная среда, хобби и куча всего прочего. Поэтому, сначала обращайте внимание на личность, а потом уже темперамент.

Вам слово: Давайте пообщаемся по теме. Знание особенностей психологических темпераментов — это мощнейший инструмент для педагога, родителя, воспитателя дошкольного заведения. А вы в своей практике используете деление на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов? Знаете ли вы свой темперамент?

Особенности проявления темперамента у дошкольника-меланхолика

У ребенка-меланхолика чаще всего слабая нервная система, он чувствителен и раним. Из-за слабости нервных процессов быстро наступает утомление, ребенок все время отвлекается, а для восстановления сил ему необходимо больше времени, чем другим детям. С трудом, медленно и долго ребенок овладевает любыми навыками, но зато прочно и навсегда.

Характер у ребенка с таким темпераментом спокойный, малыша-меланхолика не видно и не слышно, все реакции как бы сглажены, движения неуверенные, разговор выразительный, но тихий. Ребенок не любит демонстрировать свои умения, редко включается в беседу, малоактивен и всем движениям предпочитает спокойную деятельность где-нибудь в уголке, в одиночку; замкнутость и нерешительность — главные черты меланхолика. Индивидуальные особенности детей с таким темпераментом заключаются в том, что они сторонятся шумных сверстников, они утомляют меланхоликов. Из-за этого малыши терпеть не могут ни садик, ни школу. Еще больше такие дети устают от новых людей, громких звуков и шума, резких замечаний — подавляется и без того малая активность ребенка. Основные точки «уязвимости» такого типа детского темперамента — замкнутость, пассивность, утомляемость, легкая ранимость и медлительность. Если малыш не отвечает на вопросы или отвечает медленно, запинаясь, это вовсе не значит, что он не знает ответа. «Виноваты» низкая самооценка и неуверенность в себе. Родители, не разобравшись в особенностях темперамента дошкольника, могут ухудшить ситуацию, постоянно повторяя малышу, что он «невнимателен», «забывчив» или «непонятлив». Ребенок-меланхолик с трудом переносит неудачи, сильно расстраивается, если что-то не получается, легко обижается, переживает по пустякам. Любое замечание или неприятное событие надолго выбивает его из колеи. Но не забывайте ещё об одной характеристике этого типа темперамента: хотя дети-меланхолики внешне и не проявляют своих чувств, они у них сильные и глубокие, и отсутствие реакции вовсе не безразличие. Несомненными плюсами малышей-меланхоликов являются способность к сопереживанию, чуткость, устойчивость привязанностей, привычек и интересов. С такими детьми хороша тактика «эмоционального поглаживания». Им нужно создавать условия, когда ребенок работает «в паре» — с другим малышом или с взрослым. Приказы и категорические обращения таким деткам противопоказаны, гораздо лучше они воспринимают совместные обсуждения, причем с обязательными акцентами на чем-то положительном. Учитывая все определения этого типа темперамента, учите ребенка переключаться с внутренних переживаний (в том числе с «ворошения старых обид») на события внешнего мира, привлекайте к активным играм и домашнему труду. Постепенно, без нажима вовлекайте малыша в детские коллективы (садик, спортивные секции, студии творчества) — маленькому «отшельнику» полезно выработать в себе упорство и стойкость в общении со сверстниками. И, конечно, почаще хвалите детей с таким видом темперамента, демонстрируйте их достижения, учите самостоятельности и смелости.

Читайте также:  14 уроков счастья из фильма «Служебный роман»

Ребенок и его темперамент: тест

Прежде чем приступать к тестированию, необходимо четко уяснить, что хороших и плохих темпераментов НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Каждый из психотипов имеет свои сильные и слабые стороны, тем более что «чистый» темперамент — крайняя редкость, в 90% случаев дело придется иметь со смешанными чертами разных типов, среди которых одни доминируют, а другие присутствуют.

Психологи делят людей по темпераментам на 4 группы. Каждому из типов присущи свои особенности.

  • Холерики – взрывные, эмоциональные, мгновенно возбуждаются, и успокоить их крайне сложно. Есть риск быстрого истощения нервной системы.
  • Сангвиники – коммуникабельные, хорошо приспосабливаются к переменчивым условиям, легки в общении, уравновешены.
  • Меланхолики – плаксивые, ранимые, добрые и доверчивые, часто нуждаются в повышенном тактильном внимании.
  • Флегматики – спокойные, иногда чересчур медлительные как в плане физической, так и умственной активности. Сильная нервная система.

Узнаете что-то знакомое? Наверняка узнаете. А теперь сам тест, который поможет четче сориентироваться и понять какие типы темпераментов являются доминантными у вашего ребенка.

Пять вопросов по четыре варианта ответов, на каждый вопрос необходимо выбрать единственный ответ.

Пять вопросов по четыре варианта ответов, на каждый вопрос необходимо выбрать единственный ответ.

Как ребенок реагирует на замечания и критику?

а) Принимает спокойно, признает вину, старается исправить.

б) Основная реакция – плач, обида, обеспокоенность.

в) Сразу просит прощения, уверяет, что НИКОГДА так больше не будет, а через два часа или день поступает так же.

г) Приходит в ярость – топает, кричит, становится агрессивным, продолжает делать то, что делал.

Во что играем?

а) Его не пугает игра в одиночку, как правило, это тихие, сосредоточенные занятия без лишних эмоций и телодвижений.

б) Отдает предпочтение спокойным играм, но слишком быстро утомляется, начинает отвлекаться.

Читайте также: 

в) Чаще это подвижные игры, ребенок отличается любознательностью.

г) Любит играть на «публику», развлечения все шумные, привлекающие внимание.

Социальная позиция

Ребенок и его темперамент: тест

а) Попадая в непривычную обстановку остается спокойным, эмоции крайне сдержаны, интерес не явно выражен.

б) Смущается, прячется.

в) На адаптацию к новому месту требуется минимум времени, живо интересуется всем, что заслуживает внимания, включается в общий разговор или дело.

г) Поведение чересчур возбужденное, нервное, активное.

Как ребенок принимает решения?

а) Очень взвешенно и спокойно, принятие решения не связано с муками колебаний.

б) Требуется время, действует нерешительно, сомневается.

в) Выбор осуществляется мгновенно.

г) Принимает решение быстро, но также быстро может его изменить.

Как общается со сверстниками?

а) Разговор размеренный, свободный, спокойный.

б) Больше слушает, чем говорит, всегда остается позади компании, догоняет, в манере разговора нерешительность.

в) Общение легкое, четкое, быстрое. Не перебивает других детей, выслушивает – соглашается или обоснованно возражает.

г) Всегда говорит громче всех, в разговоре раздражается, слышит только себя, на мнение других не обращает внимания.

А теперь ответы:

  • Большинство «а» — малыш флегматик.
  • Большинство «б» — меланхолик.
  • Большинство «в» — сангвиник.
  • Большинство «г» — холерик.

Это интересно Методом простых наблюдений можно достаточно четко составить общую картину особенностей темперамента вашего ребенка, выделить характерные для разных типов черты. А при помощи специальных знаний и терпения научиться ладить даже с самыми своеобразными проявлениями детской психологии.

Влияние типа темперамента на развитие личности ребенка

Ребенок холерик

  • Предпочитает подвижные игры и спорт.
  • Присутствуют качества лидера.
  • Самостоятельно принимает решения.
  • Агрессивный. Легко «воспламеняется» и так же быстро отходит.
  • Вступает без раздумий в конфликт.
  • Всех задирает, провоцирует драки.
  • Демонстрирует чрезмерную самостоятельность.
  • Свойственна импульсивность.
  • Рано встает, не любит долго и много спать.
  • Нетерпелив.

Ребенок сангвиник

  • Быстро откликаются на призыв и обращает внимание на то, что ему нравится.
  • Обладают живой мимикой, очень эмоциональной.
  • Их легко рассмешить и обидеть.
  • Не плачут долго, легко отходят от стресса.
  • Любит общаться, душа компании.
  • Для него характерна быстрая речь, шустрые движения.
  • Легко идет на контакт. В детском коллективе быстро находит друзей.

Ребенок флегматик

  • Спокойная реакция даже на экстремальные ситуации.
  • Невозмутимость.
  • Медлительность.
  • Слабая адаптивность. Долго привыкают к изменившимся внешним обстоятельствам.
  • Медленная речь.
  • Сопротивляется всему новому.
  • Отличная память. Знает очень много стихов, песенок, рассказов, сказок.
  • Усваивает информацию медленно, но длительный период ее помнит.
  • Предпочитает малоподвижный образ жизни.

Ребенок меланхолик

  • Некая заторможенность.
  • Высокая степень обидчивости.
  • Недоверие к чужим.
  • Засыпает долго, не любит рано вставать.
  • Склонность к замкнутости.
  • Боится новых обстоятельств, смены привычной обстановки, чужих людей.
  • Часто испытывает чувство вины.
  • Основательны в обучении, не делают все тяп-ляп.
  • Творчески одаренные личности.