В бытовом общении под аффектом часто понимают излишнее проявление агрессии без видимой причины. Часто его используют как оправдание совершенного преступления, но определить, действительно ли человек находился в состоянии измененного сознания, может только специалист. Аффект в психологии — специфическое снижение работы функций психики, характеризующееся полной потерей самоконтроля, его можно сымитировать, но точно воспроизвести по своему желанию нельзя.
«Охотники» и жертвы
Первое всестороннее описание симптомов этого расстройства принадлежит русскому психиатру Виктору Хрисанфовичу Кандинскому (1849–1889 гг.), который в 1880 году опубликовал хронику собственной болезни — «К учению о галлюцинациях», где дал подробное описание наблюдавшихся психических расстройств. В 1881 году вышел немецкий перевод книги, которая быстро получила отклики в Германии и во Франции.
Спустя почти 40 лет Гаэтан Анри Альфред Эдуар Леон Мари Гасьян де Клерамбо (фр. Gaëtan Henri Alfred Eduouard Léon Marie Gatian de Clérambault) (1872–1934 гг.) — французский психиатр, составил классификацию выделенных Кандинским симптомов и объединил их в синдром, который получил название «синдром Кандинского — Клерамбо».
- Общая психопатология | Обучение | РОП
- Основы психопатологии — презентация онлайн
- Клиническая психология презентация, доклад
- Психопатологические симптомы и …
- симптомы и синдромы в психиатрии
Таким образом, Кандинский и Клерамбо независимо друг от друга описали синдром психического автоматизма. Примечательно, что оба психиатра проанализировали и описали собственные болезненные переживания. Они оба были больны, и обоих в конце концов болезнь привела к самоубийству.
Возможные причины
Каковы же причины проявления аффекта? Это состояние встречается очень нечасто, и многим людям за всю жизнь, к счастью, так и не удаётся его пережить. Данное состояние ещё и не является типичным для тех ситуаций, в которых оно возникает: обычно реакцией на них служат страх, отчаяние или другое чувство.
Состояние аффекта является следствием сочетания нескольких факторов:
-
Создавшаяся ситуация воспринимается как угрожающая жизни, здоровью и благополучию человека или его близких.
-
Неожиданность ситуации, которая не оставляет времени на раздумывание и требует незамедлительной реакции.
-
Наличие резкого противоречия между жизненно важной потребностью и неспособностью её удовлетворить; в этом случае появляется желание срочно и любыми средствами устранить препятствие, чтобы появилась возможность получить желаемое.
-
Особенности нервной системы данного человека, а именно – его повышенная возбудимость, эмоциональность, неустойчивое состояние всей психики, длительная фрустрация в результате долгого воздействия отрицательных эмоций.
Причиной аффекта также могут быть особо сильные переживания, возникшие вследствие некоего межличностного конфликта. В такой ситуации условия жизни человека становятся невыносимыми.
Аффект, по-видимому, по происхождению является неким защитным механизмом, созданным природой и отведённым для исключительных ситуаций. Об этом говорит тот факт, что это состояние не контролируется сознанием и является, по сути, инстинктивным. В природных условиях аффективное состояние является вполне закономерной реакцией, тогда как в человеческом обществе он становится неуместным.
Признаки состояния аффекта
Определить человека в предаффективном состоянии можно по его мимике и двигательной активности. Его тело как будто не подчиняется ему, и двигается самостоятельно. Выражение лица становится отстраненным, взгляд стекленеет и пустеет. Когда психика восстанавливается, человек не может вспомнить и описать, что с ним происходило. Он чувствует себя так, словно действовал под чьим-то внешним руководством.
Аффект — состояние крайнего возбуждения. Отличить адекватную эмоциональную реакцию от патологической можно по отдельным признакам. В психиатрии выделяют трехуровневое развитие эмоциональной реакции, на каждом из которых происходят определенные изменения в самочувствии и поведении:
- Эмоции — презентация онлайн
- Расстройства эмоциональной, двигательно …
- Общая психопатология | Обучение | РОП
- СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О …
- Клиническая характеристика расстройств …
- Клинические чувственные реакции, которые зависят от удовлетворения или неудовлетворения потребностей.
- Нейробиологические проявления: гормональная, соматическая и вегетативная реакция.
- Психические проявления, связанные инстинктивными реакциями, которые не получают своевременной разрядки.
Способность распознать и вовремя определить человека, близкого к эмоциональной вспышке, может помочь предупредить совершение преступления. Поскольку эмоциональная реакция не поддается контролю, лучшее, что могут сделать люди, находящиеся радом с потенциально опасным человеком — постараться прекратить любую коммуникацию и обеспечить своевременную психологическую помощь.
Функции психических состояний
Психические состояния являются структурным компонентом психики. Список функций, которые они выполняют, выглядит так:
- формирование самооценки личности;
- обсуждение человека к совершению тех или иных действий;
- прогнозирование успешности тех или иных начинаний;
- принуждение человека довести начатое дело до конца;
- формирование отношения человека к деятельности;
- оценивание результата своего труда;

Эти 6 функций объясняются сущностью и классификацией психических состояний.
Акселерация
Акселерация — ускорение (в среднем на 1-2 года) физического, интеллектуального и сексуального развития, в целом или парциально. Для парциальной акселерации характерны дизритмичность и неравномерность психофизического развития. Феномен акселерации особенно в старших детских возрастах многократно освещался в литературе [Лебединская К.С., 1970; Личко Л.Е., 1979; Ковалев В.В., 1985; Winter К., 1975; Oudschoorn D., 1993]. Тем не менее его причины остаются малоизученными. Среди них упоминаются урбанизация, смешанные межнациональные браки, улучшение питания (особенно в развитых странах) и даже радиация. Не изучена и распространенность акселерации как психопатологического феномена. Психическая акселерация, как правило, сопровождается ускорением физического развития. Акселерация может быть гармоничной. Так называют те случаи, когда отмечается соответствие уровня развития не только психической и соматической сфер, но и отдельных психических функций. Но гармоничная акселерация встречается исключительно редко. Чаще наряду с ускорением психического и физического развития отмечаются выраженные соматовегетативные дисфункции (в раннем возрасте) и эндокринные нарушения (в более старшем). В самой психической сфере наблюдается дисгармония, проявляющаяся ускорением развития одних психических функций (например, речи) и незрелостью других (например, моторики и социальных навыков), а иногда соматическая акселерация опережает психическую. Во всех этих случаях имеется в виду дисгармоничная акселерация. Типичным примером последней является сложная клиническая картина, отражающая сочетание признаков акселерации и инфантилизма. Акселерация в раннем детском возрасте имеет ряд особенностей. Ускорение психического развития по сравнению с возрастной нормой даже на ‘/2~1 Г°Д всегда делает ребенка «трудным», уязвимым к стрессовым, особенно к психологическим ситуациям, которые не всегда улавливаются взрослыми. Акселерация может быть как самостоятельным клиническим феноменом, так и наблюдаться в рамках других психопатологических синдромов. В связи с этим может быть упомянут диспропорциональный вариант инфантилизма с характерным для него обилием «взрослых» черт в речи, мимике и поведении, а также эндокринный тип инфантилизма — «маленькие старички» при гипофизарном субнанизме. Большой интерес представляет социально-психологический вариант психической акселерации, который развивается при излишне «интеллектуализированном» воспитании ребенка (обычно среди взрослых) и социальной депривации в виде изоляции его от детского коллектива. В последнем случае речь может идти как об особом типе воспитания, так и вынужденной изоляции в связи с тем или иным неврологическим и соматическим заболеванием, особенно ограничивающим подвижность ребенка (детский церебральный паралич, пороки сердца и т.п.). Прогноз изменения психического развития в виде акселерации в целом благоприятен, ибо, как правило, ее проявления с возрастом сглаживаются. В редких случаях интеллектуальная акселерация сохраняется, проявляясь выраженной одаренностью в той или иной, а иногда и во многих сферах психической деятельности.