Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

Большая часть детей в пятилетнем возрасте при нормальном развитии речи полноценно могут разговаривать, выражать свои мысли, использовать также сложные конструкции в общении.

Аннотация к книге «Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста. Предупреждение нарушений. ФГОС ДО»

В пособии представлены практические и методические материалы по стимуляции речевого развития и формирования основ грамотной письменной речи у детей старшего дошкольного возраста.В пособие включены 11 тем: «Части тела», «Овощи», «Фрукты», «Одежда и обувь» и др., изучение которых позволит сформировать произносительные, ритмико-интонационные и грамматические навыки у детей 5-7 лет, разовьет умение находить и выделять звуки, слова, научить правильно строить предложение с целью понятного и грамотного выражения своих быть использовано педагогами и родителями для организации занятий с детьми, испытывающими трудностями в овладении устной и письменной речи.

Диагностика речевого развития детей 2-лет.

Формирование словаря.

Для проведения диагностического обследования младших дошкольников и выявления их уровня речевого развития необходим иллюстративный материал: тематические предметные и сюжетные картинки. Детей необходимо заинтересовать, а потому все задания предлагаются в игровой форме.

Дошкольники должны ориентироваться в следующих лексических темах: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «Предметы личной гигиены», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела».

Для закрепления имён существительных можно предложить варианты заданий.

  • Вариант. 1. В таблице разные предметные картинки взрослый показывает любое изображение, а ребёнок должен сказать, что это.
  • Вариант 2. Взрослый называет предмет, а ребёнок должен найти его изображение.
  • Вариант 3. Взрослый предлагает выбрать все картинке по заданной тематике. Например, «Покажи игрушки». «Собери овощи». «Где домашние животные?».
Читайте также:  Современные методы психотерапии детей и подростков'

Использование глаголов в речи можно проверить, предложив дошкольнику этого возраста сюжетные картинки, с изображением трудовых действий, способов передвижения, эмоциональных состояний людей. Ребёнок рассматривая картинку, должен отвечать на предложенные вопросы. Например, «Как передвигается червяк? Бабочка?» и т.д.

Можно предложить игру «Кто как голос подаёт?» – взрослый спрашивает «Как поёт петух? Утка? Воробей? Кошка? и т.д.

Прилагательные. Взрослый показывает или изображение, или какой-то предмет и просит определить его цвет, размер, какой на вкус. Например, лимон (жёлтый, кислый).

Для дошкольников 3-4 лет предложить игру «Скажи наоборот». Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает:

  • Слон большой, а мышь …. (маленькая).
  • У мамы волосы длинные, а у папы …. (короткие).
  • Волк смелый, а заяц … (трусливый).

Для проверки наречий (высоко-низко, далеко-близко, тепло-холодно) также понадобятся сюжетные картинки.

Грамматический строй речи

Чтобы проверить умения детей ставить существительные в форму множественного числа, ему предлагается рассмотреть парные предметные картинки (стул-стулья, тарелка – тарелки и т.д.) и ответить «Что изображено на одной картинке? (один предмет)  на другой? (несколько предметов).

Проверка сформированности умений образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных происходит при помощи предметных картинок. Ребёнку можно предложить назвать изображённые предметы ласково, например, кукла – куколка, стол – столик, яблоко – яблочко и т.д.

Умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами лучше при помощи сюжетных картинок или игрушек и наводящих вопросов. Например, кукла спит, а куклы? Мяч лежит, а мячи?

Употребление глаголов в разном времени можно закрепить с помощью вопросов типа, «Что делаешь сейчас? Чем занималась вчера мама? Что ты будешь делать завтра?»

Правильное использование предлогов также проверяется с помощью вопросов по сюжетным картинкам или расположению предметов в пространстве. Например, перед малышом стоит коробка, в ней лежит красный кубик, а на нём зелёный, перед коробкой сидит кукла, за ней – матрёшка. Ребёнку можно задать вопросы: «Где находится кукла? Кубики? Зелёный кубик? Красный? и т.д.

Читайте также:  Позитивное мышление: в чём подвох и как добиться

Звуковая культура речи

Это чёткое произношение всех звуков. Ошибки взрослый может услышать в повседневной речи дошкольников. Также можно попросить ребёнка повторить за родителем слова для проверки какого-то конкретного звука, например, твёрдый и мягкий звук «м» – мышь, мяч, Маша, мишка.

Связная речь

Дошкольники должны уметь:

  • внятно выражать свою мысль;
  • рассказывать знакомую сказку, событие из своей жизни (Как провёл выходные? Что понравилось в цирке? и т.п.;
  • составлять небольшой описательный рассказ об игрушке с помощью наводящих вопросов и по сюжетной картинке «Кукла обедает», «Мальчик играет в игрушки».

В таблице приведены примерные требования к рассказыванию знакомой сказки (для высокого уровня речевого развития младших дошкольников).

2-3 года

3-4 года

  • Рассказывает самостоятельно
  • Называет всех героев сказки
  • Знает последовательность действий
  • Рассказывает самостоятельно
  • Знает героев и их характерные признаки, например, волчок-серый бочок, мишка косолапый.
  • Знает последовательность событий
  • Начинает и заканчивает сказку теми же словами, что и в книге.

Симптомы отклонений

Клинические признаки, возникающие у детей различного возраста при недоразвитии речи, помогут квалифицированному специалисту правильно поставить диагноз и назначить эффективное лечение.

Системное речевое недоразвитие сопровождается следующими клиническими симптомами:

Симптомы отклонений
  • маленькие дети до года не издают звукосочетания и плохо реагируют на слова окружающих людей;
  • нарушается жестикуляция и мелкая моторика;
  • в 1,5 года малыш не повторяет слова или действия взрослых;
  • в возрасте 2-х лет ребенку сложно выговаривать слова или словосочетания;
  • меняется тембр голоса.

При нормальном развитии речи у ребенка, родители его понимают в разговоре.

В зависимости от степени системного недоразвития речи, у маленького пациента появляются следующие клинические симптомы:

Название Симптоматика
Легкая степень
  • присутствует незначительная дисграфия;
  • минимальный словарный запас;
  • незначительно нарушено звукопроизношение;
  • трудности при произношении сложных речевых материалов;
  • в ходе пересказа теряется смысл предложений.
Средняя
  • нарушается произношение определенной группы звуков;
  • появляются проблемы с фонематическим анализом и слухом;
  • ребенок плохо понимает слова с переносным или скрытым смыслом;
  • школьники предпочитают пассивное общение;
  • при пересказе происходит искажение текста, теряется смысл;
  • ограничен лексикон.
Тяжелая
  • нарушено произношение различных звуковых групп;
  • ребенку тяжело формировать слова, словосочетания;
  • используя один звук, малыш называет несколько предметов или явлений;
  • существенно нарушен фонематический анализ и восприятие;
  • ребенку тяжело воспринимать предложения и формировать их самостоятельно;
  • нарушено восприятие речи;
  • в общении с другими людьми дети используют жесты и мимику;
  • максимально уменьшен словарный запас;
  • нарушается мелкая моторика, навыки письма на минимальном уровне;
  • снижена сила голоса, присутствует монотонная интонация.
Симптомы отклонений

Системное недоразвитие речи – это серьезный диагноз, который чаще выявляется у детей после пятилетнего возраста. Необходимо пройти комплексное обследование для его подтверждения. Диагностикой и лечением занимается врач психиатр, невролог или логопед.

Читайте также:  Можно ли женщине первой признаваться мужчине в любви

Профилактика нарушений речи

Для того чтобы предохранить ребенка от возникновения проблем с основным коммуникативным навыком, а также предупредить в дальнейшем нарушение письменной речи и навыков чтения, родителям следует обеспечить ему здоровую речевую среду с самого рождения.

С малышом не стоит говорить, коверкая слова, подделываясь по детский лепет. Этим вы лишаете ребенка образца правильной речи. Мешает формированию правильного звукопроизношения и продолжительное сосание пустышки или пальца.

Читайте ребенку, рассказывайте сказки, стихи, беседуйте с ним – всем этим вы помогаете сформировать его речевые навыки. Внимательно выслушивая ребенка, вы научите его связно высказываться, правильно оформлять смысловые конструкции, расширите его словарный запас.

Старайтесь отвечать на все вопросы ребенка, не тормозите его познавательную активность, станьте ему другом и помощником в овладении таким сложным процессом – устной речью.