Дислексия — что это такое, известные люди с дислексией

Начальные классы – очередной ответственный этап жизни маленького человечка. Первая линейка и цветы для учительницы, новые соседи по парте и, конечно, учебные дисциплины. Увы, вести от педагогов не всегда бывают радостными. Не надо моментально хвататься за ремень и обвинять вчерашнего детсадовца во всех смертных грехах. Возможно, неутешительные результаты – свидетельство дислексии. Давайте разберемся, что это такое.

Причины дислексии

Дислексия встречается как у людей, с достаточным уровнем интеллекта (до 5%), так и с особенностями психического развития (25 – 50%). Механизмы дислексии не до конца ясны специалистам, но главная роль в возникновении принадлежит наследственной или генетической предрасположенности к нарушению (в 70% случаев). Не менее важными считаются и другие причины дислексии:

  • нейробиологические факторы – активность и плотность левой средней височной извилины значительно снижены;
  • нарушение в равновесии между полушариями;
  • правополушарный тип мышления;
  • беременность осложненная инфекциями (краснуха, герпес, корь) или применением токсичных веществ (курение, алкоголь, наркотики);
  • аномалии родовой деятельности: асфиксия плода, преждевременная отслойка плаценты;
  • травмы, тяжелые инфекции (менингит);
  • социальные факторы: синдром изоляции, дефицит общения, неблагополучная семья, педагогическая запущенность или чрезмерные обучающие нагрузки.
Причины дислексии

Диагностика

Дислексию необходимо диагностировать как можно раньше. Как правило, большинство родителей совершенно не подозревают о наличии заболевания у их ребенка, и выявляется оно, когда ребенок пойдет в садик либо в школу. Здесь ребенок начинает изучать символы, тут-то и обнаруживается дислексия. Также под обследование подпадают дети, у которых выявляется задержка активной и пассивной речи, которые не способны после первой ступени обучения нагнать своих сверстников.

При диагностировании заболевания с детьми проводят тестирование на предмет определенных навыков развития речи, чтения, определяются когнитивные способности и проверяются органы слуха. Детям назначается психологическое обследование, при котором определяются функциональные особенности детей и наиболее для них приемлемые формы дальнейшего обучения. Определяется уровень понимания при чтении текста, также его анализ, осознание читаемой и слушаемой речи.

При психологическом обследовании собирают и рассматривают полный анамнез семьи, включающий в себя эмоциональные нарушения в семье и психические расстройства.

Читайте также:  Как я перевела детей на семейное обучение

Врач должен иметь ясную и четкую картину, что ребенок имеет нормальный слух и зрение.

Неврологическое обследование помогает обнаружить у детей наличие дислексии, неврологические нарушения, нервно-психическую незрелость, дабы исключить иные заболевания.

Упражнения

  • Составление рассказов по группе картинок.
Упражнения
  • Запоминание стихов (расширяет словарный запас и активизирует память).
  • Пересказ любимых книжных отрывков.
Упражнения
  • Игры с магнитным алфавитом.
  • Составление букв и слогов из палочек, карандашей, кубиков, нитей цветной пряжи.
Упражнения
  • Скороговорки и упражнения на артикуляцию.
  • Буквенные трафареты.
Упражнения
  • Рисование слов пальцами на теле ребенка с последующей просьбой расшифровать нарисованное.

И.Н. Садовникова предлагает детишкам следующую технологию преодоления дисграфии и дислексии:

Упражнения
  1. Исправлять предложения с ошибками в отдельных частях.
  2. Вставлять пропущенные буквы.
  3. Считать слоги, гласные и согласные.
  4. Называть объекты, начинающиеся на заданную букву.
  5. Проводить звуко-буквенный разбор.
  6. Ощупывать алфавит из картона, ассоциировать буковки со знакомыми предметами.
  7. Использовать прописи и буквари с яркими картинками.

Профилактика

Упражнения

Этиология дислексии весьма обширна. Дабы минимизировать риски, беременной женщине следует трепетно относиться к своему здоровью, четко выполнять указания медицинского персонала роддома и избегать контакта с больными до и после появления маленького чуда на свет. Подобные меры – лучшая профилактика дислексии.

Стопроцентная профилактика дислексии невозможна. Однако существуют способы минимизации рисков.

Упражнения

Дислексия: наиболее важной является ранняя диагностика

Коррекция дислексии у младших школьников должна учитывать множество факторов. Но прежде всего необходимо вовремя диагностировать это заболевание, лучше на ранних его этапах. Не верьте, когда люди вокруг говорят о вашем ребенке, что он «слишком маленький для того, чтобы ставить ему диагноз» или что «он вырастет нормальным и здоровым, просто возраст такой». Нет, не возраст, нет, не вырастет. Дислексия – это заболевание, отклонение, которое требует вмешательства специалиста и особого подхода. Дислексию нельзя вылечить полностью, но ее можно исправить и значительно улучшить положение дел. Чем раньше вы заметите, что у вашего ребенка проблемы с написанием и чтением, тем легче будет ему помочь. Многое зависит от восприимчивости родителей и учителей. Если они видят, что учеба вызывает необычные проблемы у их детей — им не следует недооценивать эту проблему. Здесь как можно скорее нужно обращаться к специалистам в ближайшем психолого-педагогическом консультационном центре или психиатрической клинике для детей и подростков для лечения или профилактики дислексии.

Игры для профилактики дислексии

  1. Составление предложения из слов: предложение должно быть легким, каждое слово написано на отдельной карточке. Родитель озвучивает предложение, показывает его ребенку, а затем перемешивает карточки и предлагает малышу вновь собрать предложение правильно.

  2. «Пишем вслух». Игра заключается в написании отрывка любимого произведения ребенком под диктовку. Главное условие – это чтобы отрывок нравился.

  3. Для развития фонетических способностей поиграйте с ребенком в игру «Найди слово». Вы должны подготовить разные картинки и подписать их с тыльной стороны. Называя слово, ребенок должен найти соответствующую картинку. Например, дерево или солнце. И так же можно собирать слоги. Напишите названия животных по слогам и попросите кроху сложить слова. Например, «со-ва» или «со-ба-ка».

Эти игры помогут родителям научить ребенка писать и читать, не потеряв интереса к обучению в дальнейшем.

Справиться с дислексией возможно. Родителям нужно набраться терпения, а ребенку понадобятся поддержка, внимание и участие. Регулярные занятия малыша с родителями и специалистами помогут скорректировать заболевание и научат жить полноценной жизнью, не отличаясь от сверстников.

Проблемы дислексиков

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 28 июня 2014 года

.

Психологические трудности при дислексии:

  • эмоциональная нестабильность;
  • изменчивость настроений;
  • склонность витать в облаках;
  • психологический дискомфорт;
  • трудности концентрации на одной деятельности;
  • склонность быстро терять интерес;
  • непосредственность;
  • неуверенность в себе;
  • подверженность скуке;
  • стремление уйти от действительности;
  • рассеянность и мечтательность;
  • проблемы идентификации: я кто? я какой?
  • высокий уровень тревожности;
  • страх ошибки.
Читайте также:  Как распознать пикапера, отшить его и что такое пикап

Дислексией страдали и многие известные люди, которым, тем не менее, это нарушение не помешало в карьере. Среди них основатели компаний Ричард Брэнсон и Стив Джобс, художник Пабло Пикассо, режиссёр Стивен Спилберг, актёры Том Круз и Киану Ривз, киноактриса и модель Лив Тайлер, актрисы Кира Найтли, Кая Скоделарио и Сальма Хайек, музыканты Флоренс Уэлч и Шер, а также и многие другие публичные личности.

Формы дислексии

Существует несколько классификаций форм заболевания, однако, наиболее распространённой считается описанная ниже. Она включает такие виды, как:

  • фонематическую;
  • семантическую;
  • аграмматическую;
  • оптическую;
  • мнестическую;
  • тактильную;

Фонематическая

Механизм основан на общей недоразвитости функций фонематической системы. Дислектик в этом случае при произношении путает звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку (б-п, с-ш и т. п.). Может наблюдаться перестановка букв и некоторых частей слов в словах при зачитывании и на письме.

Семантическая

Часто называется как «механическое чтение» из-за того, что нарушается понимание прочитанных слов, предложений и целых текстов. При этом само зачитывание не страдает. При семантической дислексии слова воспринимаются лишь частично, из-за чего теряется их связь с другими словами в тексте.

Аграмматическая

Форма характеризуется изменениями в падежных окончаниях, числе существительных, различного рода согласований, а также в глагольных окончаниях. Наиболее часто встречается у детей с системными недоразвитиями речи.

Оптическая

При оптической дислексии ребёнку трудно усваивать и различать схожие по написанию буквы. Буквы при этом могут различаться несильно (С-О, Р-В) или же состоять из схожих частей, но при разном их расположении на бумаге (Г-Т, П-Н).

Мнестическая

Данная форма характеризуется трудностями в понимании букв. Ребёнок не может связать звук с конкретным графическим его изображением.

Тактильная

Может быть только у слепых детей. Выражается в проблемах с пониманием букв на таблице Брайля.