Дислексия у детей: что это такое, лечение, причины

Дислексия — это особенность интеллектуального развития детей младшей возрастной группы, которая проявляется большими сложностями в освоении письма и чтения. Основную причину возникновения данных нарушений связывают с рядом неврологических расстройств, которые берут свое начало под воздействием внешних и внутренних факторов, либо же являются результатом негативной наследственности.

Врачи логопеды которые много лет знакомы с дислексией, знают, что это такое и помогут диагностировать, какой именно тип дислексии у пациента.

Дислексия у детей: что это такое, лечение, причины

Виды и признаки заболевания:

Дислексия у детей: что это такое, лечение, причины
  1. Фонематическая. Спровоцирована недоразвитием работы системы фонем языка. Эта форма характеризуется побуквенным чтением, искажением структуры слова.
  2. Семантическая. Читающий ребенок не понимает прочитанного текста. Он не искажает слов, однако не в состоянии ответить, о чем прочитал. Главной причиной непонимания текста является разделение слов на слоги.
  3. Аграмматическая. Обусловлена плохим развитием грамматического строя речи. При такой форме заболевания ребенок изменяет окончания в словах, путает числа существительных.
  4. Мнестическая. Характеризуется трудностью усвоения букв у детей. Вызвана нарушением связи между буквой и звуком, а также плохой работой речевой памяти.
  5. Оптическая. Развивается на фоне изменений психики, которые ограничивают оптическое и пространственное восприятие, нарушениями синтеза и анализа в процессе зрительного узнавания. Проявляется в трудностях усвоения букв и их постоянных заменах.
Дислексия у детей: что это такое, лечение, причины

Выделяют также тактильную дислексию, которая наблюдается у слепых. При чтении человек применяет сенсомоторную систему. Дислексия в этом случае мало чем отличается от расстройств, возникающих у зрячих детей. Ребенок, лишенный зрения, теряет слова, не дочитывает их до конца, путает буквы.

Дислексия у детей: что это такое, лечение, причины

Что такое дислексия

Большинство людей думают, что дислексия является условием, которое включает в себя чтение справа налево и переворачивание слов и букв. В то время как некоторые люди, которые страдают дислексией, действительно имеют эти проблемы, они не являются наиболее распространенными или наиболее важными симптомами дислексии. Эксперты говорят, что дислексия и дисграфия имеют мало общего с признанием визуальной формы слов; скорее, мозг людей, страдающих дислексией, все время по-разному «переваривает» информацию. Такое различие затрудняет сложение букв в слова и даже в отдельные звуки (фонемы), что делает невозможной так называемую фонологическая осведомленность.

Дислексия может произойти на любом уровне интеллектуальных способностей. Иногда дети с дислексией кажутся своим учителям и родителям лентяями, взрослые считают, что им не хватает мотивации или не пытаются приложить достаточное количество усилий. Дислексия у школьников, конечно, может сопровождаться, — но это совершенно не обязательно (!)- отсутствием мотивации, эмоциональными или поведенческими проблемами и сенсорными расстройствами.

Более позитивный взгляд на дислексию в википедии описывает людей с дислексией, как визуальных, многомерных мыслителей, обладающих острой интуитией, очень творческих, и выделяющихся в практическом обучении. Многие люди, которые страдают дислексией, блистают в искусстве, творчестве, дизайне, в области вычислительной техники и латерального мышления.

Определение дислексии и проявления дислексии

Если приложить к книжной странице зеркало и попробовать прочитать текст, то можно примерно понять, что видят страдающие дислексией вместо обычных строчек. Они не больны, их развитие в норме, просто иначе воспринимают привычные нам символы. Мама дислексика Ксения Букша делится своими наблюдениями о том, как распознать дислексию, отделить ее от иных особенностей развития и как помочь своему ребенку с ней бороться.

Термин «дислексия» был введен в оборот офтальмологом Рудольфом Берлином 130 лет назад. Именно Берлин обратил внимание на нарушение, мешающее человеку с нормально развитым интеллектом и хорошим зрением овладеть навыками чтения и письма (частично или полностью). Похожие случаи описаны в практике многих докторов: взрослый или подросток при абсолютно нормальных физических и интеллектуальных данных, будто бы имеет какую – то «словесную слепоту». Он не в состоянии обучиться чтению, несмотря на все прилагаемые к этому усилия.

Впервые систематизацией случаев проявления дислексии и исследованием этого расстройства занялся невропатолог Самуэль Ортон в 1925 году. И по сей день не утихают споры о причинах возникновения дислексии: единого мнения о предпосылках к появлению данного нарушения пока не сформировано. И лишь в одном утверждении сходятся исследователи – дислексия (также, как и дисграфия) не является болезнью. Основополагающим для данного расстройства являются специфические нейробиологические отличия, которые имеют расхождение с «условной нормой». Эти особенности, с высокой долей вероятности, являются наследственными. Дислексию, как правило, связывают с нарушением связей между полушариями мозга.

Читайте также:  Как определить блеф в покере по статистике оппонента?

У дислексика наблюдаются сложность в пространственном ориентировании, что затрудняет восприятие буквенных символов, слов, предложений и текста. Страдающие дислексией при чтении могут «менять местами» буквы, слоги и слова, в связи с чем человеку, имеющему данный тип расстройства, приходится тратить дополнительные усилия на расшифровку и осмысление прочитанного. Существенно осложняет жизнь дислексику и дисграфия. Чтобы почувствовать суть трудностей при дислексии достаточно попробовать написать, что – либо левой рукой (если вы правша), прочитать текст в зеркальном отражении или же попытаться сделать перевернутую надпись.

Как определить проблему

Чаще всего дислексию определяют при поступлении ребенка в учебное учреждение. Чаще всего малыш читает намного медленнее своих сверстников, испытывает сложности с пониманием слов.

Необходима качественная диагностика и коррекция при выявлении следующих симптомов:

Как определить проблему
  • чтение по слогам или по буквам;
  • попытки угадывать написанное;
  • проблемы с восприятием текстовой составляющей;
  • снижение общей способности к учебе (хуже память, нет концентрации).

Подтвердить или опровергнуть опасения можно во время консультации специалиста. Врач опрашивает родителей и ребенка на предмет общих жалоб, проводит ряд определенных тестов, рассчитанных на возраст малыша. При необходимости назначается аппаратное обследование, включающее магнитно-резонансную томографию.

«Заставь одноногого прыгать»

Саше 13 лет. В шесть ему диагностировали дизартрию, которую удалось преодолеть при помощи логопеда. Эта же логопед скрыла от Сашиных родителей, что у него дислексия.

— Полагаю, не говорили, поскольку не знали, что с этим сделать. Потому что, если ты поставил диагноз, нужно предложить решение, а его у этих людей не было, — рассказывает Сашина мама, Светлана Дорофеева.

Трудности в обучении с приставкой дис- (дислексия, дискалькулия, дисграфия) не связаны с проблемами умственного развития. Но они часто сопровождаются нарушениями пространственного восприятия, что приводит к плохому почерку. Дети не отличают заглавную «З» от заглавной «Е», пары б/п и д/т и даже после сотого объяснения пишут «Классная радота».

Еще два года назад Саша, несмотря на всю свою сообразительность, не мог написать без ошибки ни одного слова. Учителя и родители думали, что он ленится или делает назло, и ругали его за это.

— Но это все равно что заставлять прыгать человека со сломанной ногой, — объясняет Светлана. — К четвертому классу проблема была уже очень большой. Он не хотел идти в школу, заболевал и не хотел выздоравливать. Одноклассники начали травить его. Это было просто чудовищно!

Светлана занималась с сыном часами, но все без толку. В конце концов одна из учительниц сказала ключевое слово: дислексия. Светлана начала искать информацию.

Лингвист по образованию, она знала теорию языка. Оставалось изучить психологические, физиологические и нейрофизиологические основы. Результатом трудов стала «условно идеальная модель» процессов, происходящих в мозге и необходимых для успешного чтения и письма. Светлана соотнесла эту модель с тем, что было у ее сына, и приступила к активным действиям. Три недели Саша занимался дома с мамой: 12 раз в день по 5–10 минут каждый час без выходных и перерывов. Чтобы соблюдать график, заводили таймер.

— Ребенок с дислексией не может долго удерживать внимание, выполняя задания, связанные с чтением и письмом. Для него это слишком энергозатратно. До тех пор, пока действия не станут автоматизированными, упражнения с такими детьми нужно делать короткими циклами, но часто.

После интенсивного курса Саша написал небольшой текст: «Дислексия и дисграфия — это когда ты хочешь писать аккуратно и грамотно, но у тебя это не получается, и ты никому не можешь объяснить почему. С этим можно справиться, если делать специальные простые упражнения. Подтверждаю своим опытом. Саша».

Решив проблему своего сына, Светлана захотела помочь другим детям с дислексией. Но, чтобы ее методику могли применять другие специалисты, нужны научные исследования. Так Светлана стала аспирантом и стажером-исследователем в Лаборатории нейролингвистики.

— Проблема образования детей с дислексией касается не только их самих и их родителей. Эти дети могут стать полезными обществу взрослыми, многие из них талантливы. Но если их десять лет ругать и унижать… Ну, кто-то вырастет сильным. Большинство же станут озлобленными, пассивными и подавленными. Детям с дислексией нужна система решений.

Читайте также:  Значение размера полового члена у мужчин: мнение ученых и женщин

Причины дислексии

Последние исследования заболевания показали сильное влияние наследственной предрасположенности. Зарубежные врачи склоняются к тому, что дислексия может быть связана с латентным левшеством. Основная причина дислексии — мозговая дисфункция, которая может быть вызвана воздействием некоторых биологических факторов, например: В перинатальном периоде дислексию может вызвать повреждение головного мозга, к чему может привести:

  • анемия матери;
  • порок сердца матери и плода;
  • асфиксия;
  • затяжные роды;
  • фетоплацентарная недостаточность;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • обвитие и аномалия развития пуповины;

Токсические поражения ЦНС, что могло дать:

  • алкогольная и медикаментозная интоксикация;
  • гемолитическая болезнь плода;
  • желтуха у новорождённого;

К дисфункции могут привести и инфекционные поражения по причине:перенесённых во время беременности заболеваний (кори, краснухи, гриппа и т. п.); Повредить мозг механическим путём можно при:

  • плодоизгоняющих манипуляциях;
  • затяжных родах;
  • внутричерепных кровоизлияниях.

Даже если у ребёнка не наблюдалось ничего из вышеперечисленного, после рождения есть факторы, приводящие к задержке созревания коры головного мозга, что и приводит к дислексии. К этим факторам относится:

  • ЧМТ;
  • нейроинфекция;
  • инфекции вроде краснухи, кори, ветряной оспы, полиомиелита и подобных;
  • тяжёлые хронические заболевания;

Дислексия может сопровождать:

  • алалию;
  • дизартрию;
  • афазию;
  • ДЦП;
  • ЗПР;
  • умственную отсталость.

Это связано с патологиями зон мозга.

Существуют также социальные неблагоприятные факторы, например:

  • дефицит речевого общения;
  • педагогическая запущенность;
  • билингвизм.

Симптомы

Может показаться, что дислектики из-за проблем с произношением и письмом могут меть отставание в развитии. На самом деле это не так. При всех своих недостатках они очень часто бывают талантливыми, иногда даже гениальными людьми. Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней, Владимир Маяковский — все они были дислектиками, но это не помешало им стать достойными известными людьми. Изучение дислексии показало, что дислектики:

  1. имеют широкий кругозор;
  2. любопытны в отношении явлений окружающего мира;
  3. имеют отличное воображение;
  4. обладают развитой интуицией;
  5. могут оценивать и рассматривать привычные нам вещи с других сторон.

Дислексия может проявится по-разному, что зависит от возраста пациента. Для удобства восприятия ниже симптоматика разбита на несколько подгрупп.

Ранние признаки

Эти симптомы вынесены в отдельную категорию, поскольку их наличие может говорить о запущенном процессе развития заболевания. Заметив больше 5–7 таких признаков, следует обратиться за консультацией ко врачу. К категории можно отнести:

  • изменение порядка букв при составлении слов;
  • нежелание читать вслух и писать сочинения;
  • изменение порядка букв, слов или чисел во время письма и зачитывания;
  • затруднения с изучением алфавита, таблицы умножения;
  • путаница в простейшем ориентировании (право-лево и т. п.);
  • невнимательность;
  • плохая память;
  • затруднения с выполнением простейших указаний;
  • неуклюжий захват ручки;
  • затруднения в изучении правописания и принципов чтения.

В дошкольном возрасте

  • Позднее начало развития речи.
  • Затруднения в произношении и изучении слов.
  • Плохая память, особенно касается слов (путает или подолгу не может вспомнить нужное слово.
  • Проблемы в общении со сверстниками.
  • Проблемы в освоении простейших навыков чтения и письма.
  • Путаница в расположении слов и букв в словах, при пересказе или рассказе.

Младшая школа

  • Проблемы с декодированием слов.
  • Замена одних слов на другие, часто схожие по звучанию и смыслу (ящик — коробка).
  • Транспозиция и инверсия при зачитывании.
  • Разворот слов и букв (э-е и т. п.).
  • Путаница в арифметических знаках (вместо + -).
  • Затруднения в запоминании фактов.
  • Нарушенная координация движений.
  • Импульсивность и неловкость.
  • Медленное освоение новых навыков.

Средняя школа

  • Уровень чтения ниже, чем у одноклассников.
  • Упорное нежелание читать вслух и писать.
  • Плохая память, что влияет и на планирование.
  • Затруднения в общении и нахождении общего языка со сверстниками.
  • Плохое восприятие языка тела и выражения лица.
  • Плохо читаемый почерк.
  • Затруднения с произношением и написанием слов.

Старшая школа

  • Медленное зачитывание с большим количеством ошибок.
  • Недостаточный навык письма.
  • Проблемы в пересказе, изложении и обобщении материала.
  • Неправильное произношение слов.
  • Плохое восприятие информации.
  • Плохая память.
  • Медленная скорость работы.
  • Затруднения в приспособлении к любым изменениям.

Взрослые

  • Затруднения в восприятии звуковой и письменной информации.
  • Плохая память, невнимательность и рассеянность.
  • Труднопонимаемое произношение.
  • Путаница в последовательности чисел и слов, неспособность воспроизвести их в правильном порядке.
  • Отсутствие навыков письма или их недостаточная развитость (дисграфия).
  • Проблемы с планированием и организацией своего времени.
  • Слабые организационные навыки.

Как определить дислексию?

Очень часто дети, имеющие дислексию, страдают от необоснованных претензий родителей и учителей, получают ярлык «труднообучаемого» ребенка, хотя просто не в состоянии справиться с ситуацией. Им требуется не навязывание лишних часов чтения, а специальная коррекционная работа и психологическая поддержка.

Многие ребята с дислексией сами страдают от своего состояния, ведь они могут быть очень одарены в творчестве, хорошо успевать в точных науках, но трудности с чтением сильно снижают оценку их успехов и, как следствие, самооценку.

Родителям следует не ругать ребенка, а обратиться за помощью к специалисту. Освоение учебы в более старших классах напрямую зависит от умения хорошо читать и правильно понимать прочитанную информацию.

Возможные последствия и осложнения

Дислексия — это расстройство нейробиологической природы происхождения, коррекция которого должна быть выполнена своевременно.

В противном случае человека ждут следующие последствия:

  • сохранение проблем со чтением;
  • плохой и неразборчивый почерк, а также существенные проблемы с написанием слов, содержащих большое количество букв;
  • отсутствие возможности понимать смысл прочитанного текста;
  • снижение собственной самооценки;
  • развитие комплекса неполноценности;
  • возникновение сопутствующих психологических проблем;
  • невозможность получить качественное профессиональное образование;
  • обреченность на выполнение простого физического труда, где не требуются навыки чтения и письма.

Дислексия — это неврологическое расстройство, первые признаки которого обнаруживаются у детей младшей возрастной группы.

Возможные последствия и осложнения

Дислексия

Симптоматика данного нарушения функций головного мозга выражается в возникновении существенных проблем с освоением чтения и письменности даже самых простых слов. Ребенок, страдающий от дислексии, не запоминает слова, медленно и неразборчиво читает, угадывает отдельные фрагменты текста.

В тот же момент центры головного мозга не способны запоминать информацию, которая был прочитана 1-2 мин. назад. Дислексия не является психическим заболеванием, но в случае отсутствия квалифицированного лечения ее последствия остаются с человеком на всю оставшуюся жизнь.

Болезнь гениев

Знаете ли вы, что редакторы очень долго не хотели принимать сказки Ганса Христиана Андерсена? Они возвращали рукописи назад из-за большого количества ошибок, даже не прочитав их.

Уолт Дисней придумал Микки Мауса, но ему было проще нарисовать мышонка, чем написать его имя.

Леонардо да Винчи писал зеркально, т.е справа налево. Разобрать его записи можно было только с помощью зеркала.

Певица Шер, Альберт Энштейн, Чарли Чаплин, Агата Кристи, Владимир Маяковский, Том Круз, шведский король Карл XVI Густав… Список великих дислектиков очень внушительный.

Около 40% известных всему миру великих людей страдают дислексией. Болезнь, с одной стороны, сильно осложнила их жизнь, с другой стороны, воспитала в них стойкость.

Так какое же определение стоит дать дислексии: ужасная болезнь или великий дар? Решать только вам. Главное помнить, что это не приговор.

Дислексия — это психическое нарушение, проявляющееся затруднениями обучения чтению или абсолютной его невозможностью. Часто сопровождается дезориентацией в пространстве или даже во времени. При этом влияния на общий интеллект или уровень образованности не оказывается. Если заметно проявление дислексии у взрослых, она неопасна для общества, просто такие люди смотрят на мир из своей реальности, что придает им больше сил, способностей в науке или творчестве.

Примером тому служат: Сальма Хаек, Том Круз, Пабло Пикассо, а также многие другие. Хотя в медицинской реальности диагноза «дислексия» не существует. Это нарушение, входящее в группу заболеваний, которые объединяет одна общая проблема — задержка психо-речевого развития.

Методы диагностики

Нередко распознать это речевое нарушение получается поздно: в 3–4 классе начальной школы. К сожалению, если ребёнок путает слоги в слове не все учителя и родители задаются вопросом почему это происходит. Все симптомы речевого нарушения относят к лени и невнимательности ребёнка, отсутствия у него прилежания — выявить проблему удаётся не сразу.

При выявлении симптомов дислексии, описанных выше, ребёнка следует обследовать у логопеда, психолога, психоневролога, детского невропатолога. Начать стоит именно с логопеда, каждый специалист этой цепочки знает, как лечить (корригировать) своё направление проблемы.

Диагностика дислексии включает в себя несколько параметров, анализируемых специалистами:

  • анамнез (течение беременности и родов у матери, перенесённые заболевания);
  • успеваемость по русскому языку;
  • состояние органов артикуляции;
  • степень развития мелкой моторики;
  • сформированность лексики, грамматики, фонематики, звукопроизношения, связной речи;
  • состояние письменной речи (списывание с образца, письмо под диктовку, самостоятельное письмо);
  • уровень освоения чтения (темп, правильность, способ чтения, осмысление текста, наличие типичных ошибок);
  • состояние анализа и синтеза речи;
  • уровень сформированности зрительного распознавания букв;
  • состояние ориентировки в пространстве.

В диагностическое обследование может включаться консультация офтальмолога с проверкой зрения и невропатолога с проведением электроэнцефалограммы.