Как наказывать ребенка: как правильно и в каких ситуациях

10 апреля 2013. Раздел Психология

Почему нет согласия между взрослыми в вопросах применения наказания

Чтобы найти ответ на вопрос о возможности применения наказания в отношении ребенка, в первую очередь необходимо понять, почему на протяжении многих десятилетий нет четкого понимания по этому вопросу.

Сложность в поиске единого стандарта воспитания детей возникают на базе отсутствия общих стандартов в определении термина наказания. Для одних это угол, для других – шлепок по попе, третьи верят в силу ремня, а четвертые считают достаточным наказанием лишение ребенка привычных радостей. Понимание о правильном воспитании формируется в психике человека еще в раннем детстве, меры, которые применялись нашими родителями к нам напрямую влияют на наше понимание правильного выбора воздействия на детей сегодня. А наши малыши в будущем на нашем примере будут воспитывать своих крошек. Часто от мамы или папы можно услышать фразу «меня так воспитывали, и ничего, вырос нормальным человеком». Но, насколько такая позиция верна? Все зависит от методов, применяемых родителями.

Методики воспитания изменяются со временем, учитывая достижения психологии, педиатрии, и мало, кто скажет, что нужно вернуться к техникам, которые использовали наши дальние предки. Например, еще 100 лет назад считалось нормальным устраивать порки в конце недели, чтобы наказать за провинности, совершенные за семь дней. А сегодня каждая мама скажет, что это садизм. Обдумывая вопрос применения наказаний в отношении детей, стоит учитывать опыт предыдущих поколений, выбирая наилучший вариант, а не слепо идти за ошибками предшественников.

Зачем вообще нужны наказания?

Вступая во взрослый мир, подобно слепому котёнку, малыш начинает пробовать его на прочность, набивая шишки. А как иначе ещё он должен понять, что позволительно, а чего делать категорически нельзя? Не осознавая границ дозволенного, дети непреднамеренно нарушают установленные семьёй правила, ведь именно родители на начальной стадии воспитания закладывают основные принципы морали, осуждая за плохое поведение.

Чаще всего дети пробуют на прочность тех мам и пап, которые имеют вредную привычку менять своё мнение в устанавливаемых запретах. Им крайне тяжело понять, почему разрешенное вчера вдруг оказалось сегодня запрещено, и наоборот. Поэтому своими действиями дети пытаются отгадать, какой сегодня день: разрешительный или нет, вдруг повезёт.

Зачем вообще нужны наказания?

Обделённые вниманием малыши тоже ведут себя по-бунтарски. Для них проще быть наказанными, чтобы получить хоть какую-то реакцию на своё поведение, нежели смириться с тем, что родители не будут обращать внимание.

Полная вседозволенность – не лучший друг в воспитании. Когда у малыша отсутствует ответственность за совершенные поступки и непослушание, а его интересы и получаемое удовольствие причиняет боль окружающим, это не громко заявленное «счастливое детство», а прямой путь к эгоизму.

Так что я склоняюсь к тому, что наказывать всё-таки необходимо. Правильное применение дисциплинарных мер абсолютно не означает психологическое насилие, неуважение и игнорирование ребёнка как личности. Цель – не причинить страдание, а дать понять, что установленные правила необходимо соблюдать. Это способ поддерживать родительский авторитет и приучить к неотвратимости ответственности.

Зачем вообще нужны наказания?

Наказывать детей можно по-разному

В этом плане, как везде. Сколько людей, столько и мнений.

1. Кто-то использует телесные наказания детей и считает их единственно эффективными. Неверное утверждение. Позиция силы здесь вряд ли уместна. Если даже вам и удастся заставить ребёнка сделать так, как вам хочется, то он сделает это из-за страха перед вами и перед ремнём. Но он, всё равно, останется при своём мнении и не поймёт, не почувствует, что поступает неправильно.

Есть родители, которые возразят нам: "Ну и пусть пока не понимает. Подрастёт, тогда поймёт". Не поймёт. Если бы дети понимали и соглашались с родительским наказанием, то не было бы проблем подросткового возраста, когда наши дети вырастают. Но несогласия копятся и, став подростком, ребёнок воспринимает в штыки родителей, все их слова и действия. А всё оттого, что все несогласия с родителями накапливались в нём с детства и, вместе с гормонами, вырываются наружу.

Читайте также:  Алкогольный галлюциноз: симптомы, причины, диагностика и лечение

Как влияют телесные наказания на поведение ребёнка

Мама трехлётнего Матвея удивилась. Обычно шумный и гиперактивный ребёнок почему-то вёл себя тихо. Она заглянула в комнату — и пришла очередь удивляться самой маме. Ребёнок в три года жизни проявлял чудеса художества, разрисовывая новые обои разноцветными карандашами. Вроде бы ничего удивительного в этом нет. Но Матвея наказывали за это уже неоднократно. Мама пришла в негодование, накричала на ребёнка и шлёпнула по попе. Но, через пару часов обнаружила его вновь за этим увлекательным занятием.

Возможно, ребёнок ещё слишком мал, чтобы понять свой поступок? Почему он повторяет его снова и снова? Нет, не мал. Он точно знает, что делает, но не знает ещё, почему он так поступает. Но об этом можно догадаться, если проанализировать его действия. Довольно много детей идёт даже на наказание, чтобы отстоять свои "права".

Наказывать детей можно по-разному

Телесные наказания ребёнка способны дать лишь временный эффект, а, в дальнейшем, лишь усилят неповиновение, что и проявится особенно сильно в подростковом возрасте. И чем сильнее наказание, тем сильнее может быть ответная реакция ребёнка. Зачастую дети гораздо настойчивее своих родителей. В результате, самые стойкие родители могут потерять остатки терпения и самообладания.

2. Ещё один метод наказания — наказание "трудотерапией". Когда ребёнка, совершившего какую-либо провинность, заставляют, в наказание, сделать какую-либо работу. Например, можно услышать сердитые крики отца и матери: "Ах ты, такой сякой, столько дел натворил опять. Ну-ка, иди в свою комнату, наведи там порядок, заправь кровать и садись делать уроки".

Эффективен ли такой подход? Нет. Он также неэффективен. В приведённом примере родители заставили ребёнка делать уроки и выполнить его семейные обязанности (заправить кровать и убраться). И эту работу родители вменяют ему вместо наказания, хотя это его сфера жизни, его обязанности, и ребёнок должен выполнять их самостоятельно и без напоминаний. А его наказывают тем, что заставляют их выполнять. Естественно, ребёнок будет протестовать против наказания, а, следовательно, и против своих прямых обязанностей.

К существующим проблемам родители добавили ещё несколько: ребёнок теперь не будет заправлять кровать, не будет делать уроки, и не будет убираться, т.к. будет воспринимать эти действия — как наказание для себя. А кому интересно быть наказанным?

3. Ещё один популярный метод наказания — различные запреты. Можно запретить какие-либо любимые игрушки или вещи, просмотр телевизора и игру в компьютер, можно запретить конфеты и др. Запретов много, только они тоже неэффективны. Потому что большинство таких запретов имеют вид своеобразного шантажа ребёнка. Если он сделает то-то, мы разрешим ему это.

Запрет оправдан, если он делается в одностороннем порядке, и его цель — оградить ребёнка от опасности или от вещей, для которых он ещё слишком мал. Но в качестве наказания запрет не подходит.

Разновидности наказаний для воспитанников

Многие родители задумываются о том, как наказывать подростка. В педагогике выделяют несколько разновидностей в зависимости того, какие цели преследует такой процесс воспитания личности. Известны такие меры наказания ребенка:

Разновидности наказаний для воспитанников
  • Запреты. Другими словами, детей просто ограничивают в каких-либо правах. Обычно применяется именно этот вариант. Он считается наиболее щадящим. Как правило, его используют в том случае, когда необходимо добиться определенных действий. К примеру, малыш не хочет убирать игрушки. В таком случае ему не разрешают смотреть мультики или играть с друзьями. Обычно ультиматум сразу действует, так что малыш охотно убирает за собой. Такой способ очень действенный.
  • Дополнительные обязанности. Такая санкция применяется обычно не только в кругу семьи, но и в школе, а затем и когда человек взрослеет (к примеру, наказывают общественным трудом). Такое наказание для ребенка предполагает выполнение каких-либо дополнительных действий. К примеру, нужно будет помыть посуду, убрать в доме. Но необходимо учесть, что добиться требуемого эффекта можно только в том случае, если наказание будет связано с проступком. Тут не розгами нужно воздействовать — если он не захотел убирать игрушки, то в наказание ему полагается заниматься уборкой определенное время. В противном случае малыш почувствует несправедливость.
  • Моральные санкции. В данном случае за плохое поведение полагается осуждать провинившегося, порицать его действия. Обычно цель — вызвать чувство вины, чтобы малыш осознал, что натворил и начал сожалеть о содеянном. Если волнует вопрос, как правильно наказывать ребенка, то лучше всего выбрать именно этот вариант. Это один из самых эффективных вариантов воздействия, так как можно создать определенную программу действий и поведения на будущее — провинившийся запомнит, что сделал неправильно и не будет так больше поступать. Такие санкции по сравнению с «розгами» считаются еще более эффективными. Обычно они применяются и в кругу семьи, и в школе, и в садике. Но при этом они должны быть соответствующими возрасту, поступкам и особенностям психики.
  • Телесное наказание. Физические наказания детей считаются довольно противоречивым методом, а споры вокруг него до сих пор не утихают. Кроме того, во многих странах в Кодексе существуют законы, которые его запрещают, причем не только в различных учреждениях для детей, но и в школах. Хотя физическое наказание детей допускали даже самые великие известные педагоги, правда, только в исключительных случаях. Кстати, тут речь идет не только о банальном избиении руками, розгами, но и прочими средствами. Также телесные наказания подразумевают еще другие виды физического влияния. К примеру, это могут быть дополнительные упражнения на тренировках.
Читайте также:  20 лучших советов по сдерживанию гнева и агрессии!

Наказывать детей нельзя!

Многие современные психологи утверждают, что наказывать детей за непослушание нельзя, мол, этим можно «сломать» психику ребенка и что послушания от детей следует добиваться исключительно любовью и поучительной беседой. По их мнению, чрезмерная воспитательная активность со стороны взрослых приводит к тому, что со временем ребенок становится:

  • замкнутым;
  • неуверенным в себе;
  • пассивным;
  • недоверчивым;
  • мстительным;
  • агрессивным;
  • озлобленным и т. д.

Особенно вредны для детской психики «несправедливые» наказания, когда ребенок в силу возраста или знаний не мог поступить иначе или когда родители, не разобравшись в ситуации, наказали пострадавшую сторону. Не менее опасны «непоследовательные» наказания, когда вот сегодня можно, а завтра то же самое уже нельзя. Результат применения подобных наказаний — потеря родителями детского доверия, восстановить которое очень сложно, а подчас и невозможно.

К сожалению, родители нередко путают воспитание детей без наказаний, с воспитанием без ограничений и запретов. » «

То есть, боясь навредить нежной детской психике, родители позволяют малышу буквально все и стараются немедленно удовлетворить его малейшие требования. Замечу, что о нежной психике родителей, да и других окружающих людей, случайно оказавшихся рядом с разбушевавшимся ребенком, речи не идет. Ребенок же, почувствовав свою безнаказанность, нередко становиться просто неуправляемым.

Как можно наказывать ребенка, способы наказания детей.

Первое правило при наказании, чтобы ребенок видел причинно-следственную связь между своим проступком и результатом. Ребенок должен знать за что его наказывают. Наказание должно стать последствием нарушения правил, которые ребенок знал заранее, а иначе за что наказывать.

Он должен усвоить: если что то потерял или сломал, то этого у тебя в ближайшее время больше не будет; если не убрал за собой игрушки, то не будешь смотреть мультфильмы; если не слушаешься маму, то мама не пойдет с тобой гулять. Для этого совместно надо выработать правила, которых ребенок должен придерживаться, объяснить ему каждое из них.

При наказании, критикуйте сам поступок, а не личность самого ребенка, избегайте личностные характеристики малыша (плохой, неряха, дурак).

Озвучивая наказание, старайтесь оговорить и временные мерки, иначе формулировка » Не получишь больше сладкого» воспринимается ребенком, как запрет на всю жизнь. А вы забыв об этом, сами предлагаете сладости через какое то время, в этом случае ваш авторитет может пошатнуться.

Самое главное это нельзя лишать его физиологических потребностей, еды, питья, но вы вполне можете не дать ему вкусненького.

За некоторые проступки, не оговоренные правилами, или когда ребенок становится не управляем, его можно поставить в угол, чтобы он остался наедине с собой и подумал, предварительно объяснив спокойным тоном, за что он наказан. Этот способ наказания детей должен быть пропорционален возрасту, то есть пятилетний стоит 5 минут.

Любое наказание заканчивается и у вас должна быть процедура примирения, чтобы малыш знал, что вы его любите и больше не обижаетесь, например «обнимашки».

Как правильно наказывать ребенка, чтобы наказание было эффективным?

  1. Наказывать нужно незамедлительно. Дети имеют очень смутное понятие о времени. Если вы обещаете наказать «когда вернемся домой», то по возвращению лучше не наказывайте вовсе. Малыш уже забыл, за что вы собирались его наказать, и сочтет ваши действия несправедливыми.

  2. Наказание должно быть недолгим по времени. Если вы запретите неделю смотреть мультфильмы, то уже на следующий день малыш не будет связывать ваш запрет с собственным плохим поведением или проступком.

  3. Наказание должно быть связанным с самим проступком. Если малыш ударил кого-то на детской площадке, правильно будет в качестве наказания увести его домой сразу же, а не отменять обещанный поход в зоопарк, например.

  4. Наказание, которое вы обещаете, должно быть реально осуществимым. Если вы говорите, что за его поступок ребенка заберет «чужой дядя», а в итоге так не произойдет, то малыш будет знать, что ваши обещания – пустые слова, и вам можно не верить.

  5. Ребенок не должен хотеть повторения наказания. Если в качестве наказания вы отправили его на тайм-аут в детскую с кучей игрушек, то малыш и не воспримет ваши действия как наказание. Более того, будет совершенно не против повторить такое наказание еще разок.

  6. Наказание должно быть соразмерно проступку. Если наказание будет слишком мягким, то ребенок просто не обратит на него внимания, а если слишком жестоким, то может привести к психологической травме, страхам или комплексам в дальнейшем.

Надеемся, наши советы помогли вам разобраться в вопросе, как наказывать ребенка правильно и научить его вас слушаться.

Воспитание без слез и обид

Любое правильное наказание вытекает из ситуации. Так, если ребенок устроил истерику и громко кричит, самое верное – выйти из комнаты.

Объясните, что у вас болит голова от его криков и уши сворачиваются в трубочку. Пускай посидит и подумает о поведении.

Главное в правильном наказании – оно  должно быть логичным и кратковременным. Чем больше самодурства в ваших решениях, тем хуже. Чем дольше оно продолжается, тем меньше связи с проступком улавливает ребенок.

Так, карапузу 3 лет достаточно посидеть одному пять минут, чтобы почувствовать себя вполне несчастным.

Второй важный момент – ваше спокойствие и толстокожесть. Ну, не хочет кроха мыть руки перед едой. Лег поперек ванной и орет дурным голосом. Оставьте его в покое, только скажите, что с грязными руками за стол не пускают.

Пусть все остальные поедят и уберут за собой. Через 15 минут сложите всю еду в холодильник и объявите, что обед окончен.

Ничего страшного, что ребенок останется без одного приема пищи. Зато в другой раз он побежит мыть руки раньше всех!

Как правильно наказывать ребенка

Как тогда быть? Вообще не реагировать? Это было бы то же самое, что и наказание стульчиком. Ребенка нельзя оставлять один на один со своими проблемами! Как говорилось выше, любому поступку есть объяснение. Нужно понять причину «неправильного» поведения и…

  1. Поддержать ребенка.
  2. Пожалеть малыша.
  3. Посочувствовать.

Тогда чем мы заменяем наказание?

Взаимопонимания вам и вашим детям. Избегайте наказаний!

Смотрите обсуждение методов наказания с точки зрения медицины:

С точки зрения психологии:

Была ли эта информация полезной?ДаНет