Способности в психологии. Структура и виды способностей

Свойства личности — устойчивые психические явления, которые оказывают существенное влияние на деятельность человека и характеризуют его с социально-психологической стороны.

Базовые свойства личности

В структуру базовых свойств включают:

  1. Направленность. Объединяет цели, мотивацию и потребности человека в единую движущую силу.
  2. Темперамент. Характеризуется совокупностью индивидуальных психических особенностей личности, связанных с динамическими характеристиками ее деятельности.
  3. Характер. Является набором сформировавшихся психических черт, которые наиболее ярко проявляются в контакте с другими людьми и выражают индивидуальность личности.
  4. Способности. Отражают склонность человека к определенному виду деятельности в соответствии с психическими особенностями личности.

Одаренность

Специальная одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности, а общая одаренность – это одаренность к широкому кругу деятельностей или качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит успешность различных деятельностей. Уже при чтении определения способностей, напрашивается вопрос: «А от каких психических свойств индивида, личности или субъекта не зависит «возможность осуществления и степень успешности деятельности»?

Одаренность

Не вносит никакой ясности и уточнение, что «способности это индивидуально-психологические особенности». Очевидно, что таковыми являются не только способности, но характерологические свойства личности, и интеллектуальные свойства. И даже хорошо известное положение С. Л. Рубинштейна о том, что способности формируются в деятельности, имеет скорее философско-педагогическое значение, чем собственно психологическое. Очевидно, что если «психика формируется в деятельности», то это присуще и всем ее свойствам. Вряд ли можно считать продуктивными и попытки определить предпосылки способностей в виде некоторых внутренних условий, в частности, активности. Активность, наряду с генотипом и средой, являет собой один из факторов психического развития человека вообще, и потому не вносит ясности в понимание психологической сущности способностей. Что касается одаренности, то, как подчеркивает Д. Б. Богоявленская, сегодня общепризнано отсутствие единого научно обоснованного понятия одаренности.

Читайте также:  Ипохондрический синдром, симптомы ипохондрии

Закономерности формирования и развития

Личность, будучи носителем определенных качеств, имеет потенциал для развития способностей, который реализуется в ходе деятельности. Формирование и развитие способностей происходит во взаимодействии врожденных и благоприобретенных свойств индивида. По поводу их соотношения и взаимосвязи существует 2 конкурирующие точки зрения, каждая из которых провозглашает главенство:

  • биологического предопределения;
  • обучения и воспитания.
Закономерности формирования и развития

Оба подхода сходятся в том, что для проявления и развития способностей человек должен начать действовать. Исследования подтверждают, что при высокой заинтересованности и достаточной мотивации человек может преуспевать в деятельности, для осуществления которой у него отсутствуют природные задатки. С другой стороны, способность без развития и практического применения может быть утрачена.

Выявление способностей – одна из сложнейших задач психологии. Наиболее распространенной формой оценки способностей являются тесты. Уровень интеллектуального развития определяют с помощью заданий на логику, мышление, наблюдательность, общую осведомленность. Творческие тесты выявляют такие способности как оригинальность, образное мышление, нестандартный подход в принятии решений, умение генерировать новые идеи. Чем раньше выявлены способности индивида, тем больше вероятность их успешного развития.

Способности личности к коммуникации

Следует подчеркнуть, что немаловажным фактором в успехе человека является его умение налаживать контакт с окружающими. То есть речь идет о способности личности к коммуникации, степень развития которой в дальнейшем сыграет роль не только в профессиональной или социальной, но и в любой другой сфере жизни индивидуума.

Как и в любом другом случае, развитие коммуникативных способностей начинается с раннего детства. Чем раньше ребенок научился говорить и выражать свои мысли, тем проще ему будет в дальнейшем налаживать контакт со своими сверстниками и другими окружающими его людьми. А это означает.

Что такой ребенок получит как можно больше опыта в общении. Разумеется, все также зависит от того, каким окажется данный опыт. Говоря иначе, коммуникативные способности зависят от фактора отношений с окружающими, которые формируются в течение всей жизни. В раннем возрасте таким фактором становятся родители и отношения с ними, позже – ровесники, а еще позже – друзья или коллеги.

Если с раннего возраста ребенок не получает должной поддержки со стороны семьи и близких, он очень быстро становится замкнутым, неуверенным в себе, стремящимся любым путем обойти необходимость общаться с кем-либо. Следовательно, способность к общению и созданию каких-либо социальных связей для такого индивидуума будут представлять непосильную проблему. Решением данной проблемы может стать только повторный процесс развития коммуникативных навыков. В чем могут помочь либо специалисты – психологи, либо близкие люди.

перейти наверх

Ледяной человек – Вим Хоф

В то время как обычные люди, пытающиеся взобраться на Эверест или Килиманджаро, как следует утепляются, голландский сорвиголова Вим Хоф проделывает такие трюки в одних шортах. Крайне морозоустойчивый Хоф говорит, что регулировать температуру тела ему помогает тантрическая техника медитации «туммо» – способ разработки внутреннего тепла, который используют тибетские йоги. Вим Хоф – абсолютный чемпион мира по купанию в ванне, засыпанной кусочками льда. Обычный человек не может находиться в такой ванне более 15-20 минут. Рекорд Хофа – почти два часа.

Ледяной человек – Вим Хоф