Воображение в психологии: виды, функции и способы развития

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов[2].

Блок Представление. Что такое репрезентация знаний? 

В когнитивной психологии одним из самых важных структурных элементов познавательного аппарата человека называют процесс репрезентации знаний.

Репрезентация (фр. representation — представительство) — это опосредованное отображение в сознании человека образов восприятия предметов, событий.

Существуют различные теории, по-разному объясняющие процесс репрезентации знаний. Так Роберт Солсо (скачать книгу Роберт Солсо «Когнитивная психология. 6 изд.») выделяет пять моделей:

1.1. Кластерная модель.

Все понятия объединены в кластеры. Существует признаки, которые позволяют объединять в группы. Так, например, воробей, орел, страус легко размещаются в группу: птицы. Воробей, синица, снегирь, трясогузка в кластер: певчие птицы. Беркут, орел, сокол в группу: хищные птицы. В тоже время, страус, курица, гусь, корова, овца – это группа домашних птиц и животных. Страусы, зебры, антилопы гну – это представители фауны Африки.

1.2. Теоретико – множественная модель.

Все понятия представлены в виде групп элементов, скоплений информации. Отличие этой модели от кластерной в том, что кроме ряда типичных элементов одной группы существует разделение по атрибутам, свойствам элементов, по ассоциациям. Так домашние животные умеют бегать, соответственно страус также бегает или представители фауны Африки постоянно мигрируют, соответственно страусы мигрируют. Атрибутами, объединяющими элементы, являются понятия: бегать и мигрировать.

1.3. Модель сравнительных семантических признаков.

Эта модель отличается от предыдущих тем, что выделяются ключевые свойства понятия, определяющие признаки и характерные признаки, являющиеся не ключевыми, случайными. При сравнении понятий субъект склонен выделять сначала типичные, определяющие признаки, по которым происходит объединение в группы и только затем могут выделяться условные, случайные признаки. Так смартфон в первую очередь — это средство связи точно также, как и стационарный телефон, при этом смартфон — это устройство для игр во вторую очередь, а стационарный телефон — это вторично элемент обстановки.

1.4. Сетевая модель.

Понятия связаны между собой ассоциациями, набором свойств. Так собака – это животное. Это домашнее животное. Это друг. Это защитник. Это любимец. Это существо с четырьмя лапами. Собака лает. Собака может скулить. Подобные признаки, характеристики существуют не сами по себе, а соединены в обширные сети. Слово собака связано со многими другими словами, при этом наборы свойств отображаются на разных уровнях, узлах.

1.5. Нейрокогнитивная модель.

Данная модель предполагает, что знания человека представлены в форме организации нейронных сетей. Точно также, как каждый нейрон связан тысячами синапсов с другими нейронами, каждое понятие связано с другими понятиями множественными отношениями. Возникают ассоциативные связи между словами, порождающие поток и постоянный переход от начального стимула, раздражителя в любом возможном направлении.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО "Что говорить, если на тебя наезжает начальник? Что говорить при увольнении?!"

Читайте также:  Что такое психическое состояние человека, примеры

Классификация воображения

Воображение – это процесс отражения действительности за пределами существующих связей и отношений. Преобразуя образы и представления, воображение направлено на создание продуктов, не имеющих аналога в реальной действительности и заменяющих ее.

Воображение, так же как и восприятие, память, мышление, является процессом познания.

Оно расширяет границы нашего опыта, продуцируя новые, еще не существующие в действительности факты и ситуации, часто помогая предугадать последствия наших действий и, соответственно, выстроить адекватную схему поведения.

Воображение может предсказать и тенденции развития реальности, иногда задавая направление и ориентиры для этого пути. Так, научная фантастика предсказала появление многих технических открытий, а художественные произведения послужили стимулом для становления новых этических норм и идеалов.

Классификация воображения основывается на степени его активности, т.е. возможности сознательно и произвольно направлять его ход и содержание. Исходя из этого выделяют пассивное и активное воображение.

В пассивном выделяют сон, грезы и мечты, в активном — репродуктивное и творческое воображение.

В этой последовательности каждый следующий вид в классификации воображения подразумевает все большую степень осознанности и управляемости.

Видения, которые являются человеку во сне или в бреду, совершенно не зависят от его желания (или нежелания) видеть именно этот образ. Точно так же мы не можем направлять содержание сна, а его содержание часто расплывается в памяти, оставляя лишь смутные воспоминания о приснившемся.

Классификация воображения

Грезы подразумевают возможность вызвать их содержание по собственному усмотрению, как правило, человек воображает в этом случае желаемые, приятные для себя картины. Аутистическое мышление, о котором говорилось в предыдущем параграфе, помогает воображению, строя различные, наиболее желаемые и благоприятные варианты развития событий, хотя и весьма далеких от реальности (воздушные замки).

Читайте также:  Коронавирус и туберкулёз: в чём общее и что опаснее

Более активный вариант грез — мечты, как образа желаемого будущего, но уже гораздо более реального и связанного с действительностью, чем грезы. Мечты обычно человек старается воплотить в жизнь, здесь возможна сознательная регуляция вызываемых образов, создание достаточно жесткой схемы их реализации.

Репродуктивное воображение, как и репродуктивное мышление, связано с воссозданием образов, сотворенных другими. Это может быть описание природы или героев литературного произведения, музыкальные образы, чертежи машин и зданий.

Обратите внимание

При таком воспроизведении, произвольно регулируется не только само содержание, достаточно индивидуальное в каждом случае, но и яркость и живость этих образов, в зависимости от мотивации зрителя или слушателя, а также от таланта автора.

Чем больше субъективного вносит читатель в образы, создаваемые воображением по имеющимся описаниям, тем более активным становится сам процесс воображения, превращаясь в своеобразное сотворчество.

Творческое воображение, часто отождествляемое с творческим мышлением, креативностью, т.е.

с творчеством как таковым, предполагает наибольшую активность и субъективность автора, так как содержание продукта полностью зависит от него, его мыслей, переживаний, опыта.

Однако такая всецелая зависимость от субъекта творчества не приводит к абсолютной оторванности от действительности, как в грезах. Именно поэтому результаты творчества значимы и интересны не только автору, но и окружающим.

Способы развития воображения

  1. Обогащение опыта восприятия, т.к. воображение оперирует материалом, полученным при восприятии реальных объектов.
  2. Развитие речи, т.к. она позволяет поименовать элементы образа, переставить их, поменять местами, увеличить, умножить, оформить замысел, обмениваться идеями. Играя словами, ребенок создает новые образы.
  3. Поддержка спонтанного и организованного детского творчества — рисования, простейшего музицирования, придумывания сказок, небылиц.
  4. Поддержка и обогащение детской игры, т.к. игра занимает промежуточное положение между реальностью и воображением, дает опыт для построения адаптивной связи воображения и реальности.
  5. Методические приемы — словесные игры, дорисовывание картинок, сочинение сюжетов, применение и сочетание необычных техник, материалов рукоделия и т.д.

Воображение поможет планировать, предвидеть риски, воодушевляться на действия, находить нетривиальные решения (см. репродуктивное воображение), сопереживать, созидать. Главное, чтобы не подменяло подлинную жизнь.

Какое оно бывает?

Воображение — достаточно сложный психический процесс, который по определенным свойствам можно классифицировать на множество групп, однако все группы можно отнести к двум основным.

Основные виды воображения:

  1. Непроизвольное воображение (пассивное). Данный вид воображения характеризуется тем, что при возникновении образов человек не использует усилие воли, то есть они возникают непроизвольно. В качестве примера пассивного воображения лучше всего подходит сновидение.

    Во сне мы можем видеть такие ситуации, которые никогда не переживали в жизни, при этом мы не прикладываем никаких волевых усилий для появления этих образов.

  2. Произвольное воображение (активное). При активном воображении мы сознательно вызываем те или иные мысленные образы, то есть контролируем их появление. Как пример, можно привести написание книги писателем — сюжет может значительно отличаться от вошедшего в его основу события, являясь работой воображения литературного деятеля.
  3. Антиципирующее воображение. Одна из самых важнейших и необходимых для жизни психологических функций — это предвосхищение будущего, предвидение результатов собственных действий или поступков. Данная функция связана практически с любой деятельностью человека, а ее корни уходят к приспособленческим механизмам мозга. Напрямую прослеживается ее связь с инстинктом самосохранения, также подобные задатки имеются и у животных.

Например, человеку не обязательно иметь опыт падения с 10 этажа, чтобы понять, что это опасно для жизни — путем предвосхищения последующей за этим действием ситуации, представляемая картина полученных травм и увечий вызывает чувство страха, которое уберегает от подобного неосмотрительного шага.

Нарушенное, больное воображение. Существуют следующие его нарушения:

  1. Онейроид. Помрачение сознания, вызванное физиологическим нарушением головного мозга в результате черепно-мозговых травм, инфекционных заболеваний, интоксикации.
  2. Ониризм. Отсутствие различия сновидения и реальности.

    При этом возможно возникновение ярких образов в дневное время при кратковременно закрытых глазах.

  3. Патология активного воображения — отсутствие критичности к продуктам его деятельности.
  4. Сновидные эпилептические приступы — стереотипные, однообразные сновидения пугающего характера, в которых, как правило, преобладает красный цвет.