Заикание : симптомы, причины, лечение у детей и взрослых

Заикание, обозначаемое в медицинской терминологии как логоневроз, является таким нарушением плавности, темпа и ритма голоса, дыхания и речи, при котором им сопутствуют судороги мышц, поражающие в речевой аппарат, а это язык, губы или гортань. Заикание у детей может появиться внезапным образом, более того, проявление у ребенка этого нарушения со временем начинает усиливаться. Как понятно, в любом случае необходимо принимать меры, и сегодня мы остановимся именно на них.

Заикание у детей 2-лет – причины, тактика любящих родителей

Заикание у детей развивается в возрасте от двух до шести лет. Как распознать заикание у ребенка 2 или 3 лет? Как понять, что это проблемы с речью, а не просто этап формирования речевых навыков?

Причины заикания у детей 2-3 лет

Причины нарушения речи в возрасте 2-3 лет разнообразны, но чаще связаны с нарушением работы центральной нервной системы, с поражением головного мозга, нарушениями строения речевого аппарата. Поэтому для решения проблемы рекомендованы не только занятия с логопедом, но и консультация невролога, психотерапевта.

Причинами заикания у детей в два-три года являются:

Патология беременности – внутриутробная гипоксия, инфекции.

  • Гипоксия в родах, преждевременные роды.
  • Наследственность – заикание есть либо было в детстве или у одного из родителей.
  • Особенности личности ребенка – дети-холерики заикаются чаще, чем дети-сангвиники или меланхолики, что объясняется их повышенной нервной возбудимостью.
  • Психологическая травма – острая или хроническая. При острой психологический травме малыш в 2 или 3 года мог испугаться, однократно пережить сильное нервное потрясение. Хроническая психотравма характерна для детей, живущих в конфликтных семьях, когда ребенок постоянно слышит ссоры и скандалы, видит ругающихся взрослых, агрессию.
  • Длительное времяпрепровождение за планшетом, смартфоном, компьютером. Дошкольнику в 2 или в 3 года не нужны компьютерные игры, погружение в виртуальную реальность. У него формируется мировосприятие, навыки общения. Старайтесь ограждать детей в таком возрасте от гаджетов, чтобы уменьшить проявления заикания.
  • Инфекции, перенесенные в детском возрасте, – менингит, энцефалит, или травмы головного мозга – ушиб, черепно-мозговая травма.
  • Ложное заикание – копирование взрослых, если в семье есть кто-то заикающийся.
  • Переучивание левши. Неправильная тактика, которую выбирают некоторые родители, если сами пишут правой рукой.
  • Активное введение второго иностранного языка в возрасте 1,5 – 2,5 лет, связанное с переездом в другую страну или чрезмерно настойчивым ранним развитием ребенка. В этом возрасте малыш не до конца освоил общение на родном языке, и введение иностранного языка вызывает сильное нервное перенапряжение, что и провоцирует заикание.

Признаки заикания у ребенка 2-3 лет

Во время диалога малыш делает частые паузы, при этом заметно, как напрягаются мышцы лица, шеи.

Ребенок размахивает руками, сжимает кулаки или переступает с ноги на ногу, если у него не получается произнести звук или слово. Дополнительными движениями при заикании он помогает выразить, что не удалось донести с помощью речи.

При произношении сложных слов у детей с заиканием дрожат губы.

Обратите внимание, что малыш может просто подражать старшим. Маленькие дети во всем копируют взрослых. И если в ближайшем окружении есть человек с заиканием (логоневрозом), малыш будет ему подражать, копировать неправильное произношение слов.

Что делать, если ребенок заикается в 2 года или в 3 года?

Записаться на прием к неврологу и логопеду, психотерапевту. Чтобы избавиться от заикания в 2 года, следует четко выполнять все рекомендации врача, в некоторых случаях – добавлять медикаментозное лечение.

Для успешного лечения заикания в возрасте 2-3 лет соблюдайте общение правила общения с ребенком, который начал заикаться.

Снимите речевые нагрузки у детей, не начинайте разговоры с ребенком, не настаивайте, чтобы он отвечал на все ваши вопросы.

До минимума снижайте эмоциональность в разговоре, говорите медленно, спокойно, отчетливо. Если ребенок торопится, напоминайте, чтобы он не спешил.

Организуйте четкий режим дня, строго придерживайтесь его.

Читайте также: 

Мультики и просмотр телевизора до 15-30 минут в день, не более. Старайтесь, чтобы ребенок не смотрел рекламу.

Ограничивайте новые поездки, общение с незнакомыми людьми. Не настаивайте, чтобы малыш с ними разговаривал.

Читайте ребенку сами, но немного, до момента, когда видите первые признаки его утомления.

Предпочитайте игры, которые не вызывают сильного эмоционального возбуждения, – песочница, переливание воды, игры с крупами.

Отличный вариант – записать малыша на плавание, если он любит воду и с удовольствием воспримет бассейн. Для детей, которые бояться воды, не следует создавать лишний стресс.

Не отдавайте ребенка, который начал заикаться, в детский сад раньше трех лет. Адаптация к детскому саду резко ухудшит его произношение и формирование речи.

Формы заикания и характерные признаки

Дефект речи классифицируют по двум признакам: течению патологии и характеристике судорог мышц. По первому признаку выделяют:

  1. Постоянное невротическое заикание – нарушение непрерывно присутствует в любых ситуациях.
  2. Волнообразное – дефект периодически исчезает, затем появляется снова в пределах 1–3 суток. Это связано с колебаниями эмоционального фона человека.
  3. Рецидивирующее (возвратное) – дефект исчезает на длительный период (до нескольких лет), после чего появляется вновь.

Формы заикания и характерные признаки

По характеристике судорог различают:

  1. Клонические – множественные спазмы мускулатуры речевого аппарата идут один за другим, вызывают непроизвольный повтор согласных звуков, запинки при произнесении слогов или слов при разговоре.
  2. Тонические – следствие длительного сильного сокращение мышц рта или горла, что приводит к задержке речи, длинным паузам между словами, повторению гласных звуков.
  3. Смешанные – проявляется симптоматика клонического и тонического логоневроза.

Статья в тему: Лактофильтрум – аналоги по действующему веществу с описанием и ценами

Диагностика заикания

педиатруневрологудетскому психологу

Лечение заикания Врачи центра «СМ-Доктор» работают над лечением заикания комплексно. Применяют сразу несколько методик, чтобы повысить шансы пациента на полное выздоровление. Для устранения симптома могут назначать:

  • групповые, индивидуальные, семейные занятия с психологом;
  • занятия с логопедом;
  • медикаментозную терапию;
  • гипнотерапию;
  • иглоукалывание;
  • физиотерапию.

Важно не только распознать причины заикания, но и научить ребенка самостоятельно справляться с провокационными ситуациями, вырабатывать уверенность в себе, работать со страхами и убеждениями. Несмотря на высокую результативность методов лечения, гарантировать выздоровление врачи не могут. В некоторых случаях терапия только улучшает ситуацию, но не приводит к полному выздоровлению. Проблему заикания нельзя игнорировать, ожидая, что ребенок «перерастет». Нужно заручиться поддержкой профессионалов и активно работать с малышом. Тогда он сможет наслаждаться полноценной жизнью и свободным общением. Врачи центра «СМ-Доктор» готовы прийти к вам на помощь, даже в самой непростой ситуации!

Врачи:

Детская клиника Роща Савченко Ольга Борисовна Логопед-дефектолог Михайлюк Анна Вячеславовна Логопед-дефектолог Сыч Лариса Александровна Логопед-дефектолог Фомина Марина Владимировна Логопед-дефектолог Записаться на прием Детская клиника Мягкова Ирина Васильевна Логопед-дефектолог Сободарева Ангелина Олеговна Логопед-дефектолог Григорьев Дмитрий Анатольевич Психолог высшей категории, детский логопед второй категории Записаться на прием Детская клиника Налтакян Сюзанна Валериевна Детский логопед Грицкова Татьяна Вячеславовна Детский логопед Записаться на прием Детская клиника Володина Софья Сергеевна Логопед Записаться на прием

Роль родителей в лечении заикания

Также важно вернуться к роли родителей в борьбе с рассматриваемой проблемой заикания. Прежде всего, важным в лечении является наиболее благоприятное время для этого – лучше всего начать до поступления ребенка в школу. Понять суть такой рекомендации нетрудно: это и нахождение ребенка в коллективе, где имеющаяся проблема речи может стать причиной насмешек, и в целом трудности при обучении (в частности – при публичных выступлениях, в рамках котороых нужно отвечать на вопросы учителей).

Выделим также дополнительные рекомендации.

  • Соблюдение распорядка дня. Режим дня играет важную роль в общем состоянии ребенка, и, прежде всего, касается это сна. В возрасте 3-7 лет длительность ночного сна должна составлять 10-11 часов, дневного – 2 часа. В возрасте от 7 лет длительность ночного сна должна составлять около 9 часов, дневного – 1,5 часа. Перед сном телевизор смотреть не рекомендуется.
  • Благоприятная психологическая атмосфера. Здесь речь идет о необходимости исключения шумного поведения и ссор при находящемся рядом ребенке. Это же касается постоянных одергиваний, чрезмерной строгости, частых замечаний и крика в его адрес – все это следует также исключить. Не менее важным моментом является отношение к проблеме ребенка — важно не показывать ему собственных переживаний на ее счет, ситуации это точно не улучшит, да и саму проблему не решит. Постарайтесь, чтобы у ребенка было больше положительных эмоций, хвалите его чаще.
  • Помощь в общении. Понятно, что ребенку необходима помощь по этому пункту, и для этого необходимо, чтобы он слышал правильную речь. Разговаривать с ребенком следует спокойно, медленно и ласково – так у него появится пример для подражания, ему проще будет усваивать речь. Исключается повторение труднопроизносимых слов по нескольку раз.
  • Общее укрепление здоровья. Нервное напряжение необходимо ослаблять, переутомление и шумные компании должны быть исключены. Полезно закаливание, активные игры, гимнастика.

Подытоживая, можно добавить, что научно доказанным фактом является то, что основной причиной заикания является речевая дискоординация. Учитывая то, что речь является сама по себе навыком, важно обеспечить формирование у ребенка соответствующих навыков речи на конкретных примерах, потому этому следует уделять особое внимание. И, конечно, не менее важным моментом является создание благоприятной психологической атмосферы при соответствующем отношении к ребенку. Саму проблему нужно решать, и начинать это делать нужно как можно раньше.

Поделиться статьей:Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания Да Нет

Симптомы

Развитие каждого ребенка индивидуально. У кого-то могут быть симптомы заикания, которые являются частью нормального развития речи и языка ребенка. Если симптомы длятся от 3 до 6 месяцев, ребенок в дальнейшем может иметь проблемы, связанные с развитием заикания.

Симптомы

Симптомы заикания могут различаться в течение дня и в разных ситуациях.

Они могут включать в себя:

  • Повторение звуков, слогов или слов, например, повторение звука, как в В-В-В-Ваня.
  • Пролонгирующие звуки, например, МММама.
  • Использование междометий, такие как «ну» или «тьфу», например: я хочу, ну …
  • Слишком медленную речь или с большим количеством пауз.
  • Остановленную или заблокированную речь. Рот открывается, чтобы сказать, но ничего не говорится.
  • Вероятность задыхаться или нервничать во время разговора.
  • Быстрое моргание глаз или дрожь в теле или дрожание губ при разговоре.
  • Усиление заикания при усталости, возбуждении или стрессе.
  • Боязнь говорить.
  • Симптомы заикания могут быть похожи и на другие состояния здоровья. Чтобы убедиться в диагнозе, следует показаться врачу.
Симптомы

Классификация заикания, виды заикания

Существует много разнообразных классификаций заикания.

По этиологическому признаку выделяют 4 вида заикания: 1) заикание, сопровождающееся аномалиями в структуре или функции органов, участвующих в речи; 2) связанное с левшеством; 3) по подражанию; 4) сопровождающееся эмоциональной неустойчивостью и эмоциональными расстройствами (логофобиями, чувством неполноценности).

По анатомо-физиологическому признаку выделяют 2 группы детей: 1) дети с паллидарным синдромом (при нем отмечаются психофизическая заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с окружающими; дети становятся мрачными, не принимают участия в играх); 2) дети со стриарным синдромом (им присуща психофизическая заторможенность, нервно-психические нарушения; дети подвижны, непоседливы, заиканием не тяготятся, легко вступают в контакт).

По клиническому признаку выделяются 4 группы детей: 1) дети, у которых следствием заикания явилась неуравновешенность поведения; 2) дети, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их личности, а развитие заикания способствует усилению их неуравновешенности и появлению черт общей детской нервности; 3) дети с повышенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые и хронические инфекции, дистрофии, сердечно — сосудистые заболевания, эндокринные расстройства; 4) детей, у которых до заикания имелись признаки тяжелого невроза, склонность к истерическим реакциям.

Способы коррекции

Для лечения заикания врачи изобрели множество способов коррекции. Но патология эта серьезна, и преодолеть ее сложно даже на сегодняшний день, так как информации о ней мало. Среди популярных способов выделяют:

  • лечение с применением таблеток;
  • логопедические упражнения, скороговорки;
  • механические приспособления;
  • хирургическое вмешательство;
  • психотерапия и др.

Специалисты применяют технические средства во время коррекции речи при заикании. На данный момент известно 4 типа изменений речи, которые можно произвести при помощи различных аппаратов. Устройства могут влиять на заглушение, на усиление речи, на выработку ри речь. Аппараты делают судорожные проявления заикания менее выраженными.

Рекомендуется заниматься разными методиками, только так эффект будет наиболее выраженным. Работа по исправлению заикания должна вестись под присмотром врача-психотерапевта или психолога. Также необходим контроль логопеда.

Причины возникновения

Логоневроз в основе возникает в детском или подростковом возрасте, когда психоэмоциональная система еще неустойчива, подвижна. Поэтому любые ситуации, связанные с эмоциональной нагрузкой, могут навредить не сформировавшемуся организму. Кроме того, большую роль играет генетическая предрасположенность к заболеванию.

Такое заболевание, как логоневроз у взрослых может быть вызвано, гораздо меньшими факторами, в связи с их уже устоявшейся нервной системой. Как правило, единственным фактором может служить сильная стрессовая ситуация (авария, смерть близких, т. п.) особенно на фоне генетической предрасположенности.

Родителям надо внимательно следить за ребенком, знать причины способные вызывать логоневроз у детей, а также возраст, наиболее опасный для заболевания.

К причинам в зависимости от возраста относят:

Причины возникновения
  • у малышей от 2 до 6 лет, это связано с наиболее большим накоплением слов или, наоборот, в этом возрасте у них происходит задержка речи, плохо выговаривают слова, шепелявят;
  • в возрасте до 18 лет смогут спровоцировать логоневроз особенности нервной системы, это наиболее возбудимые личности, легко реагирующие на окружающую обстановку с повышенной чувствительностью;
  • до совершеннолетия, очень важны отношения внутри семьи, включая отношения к самому ребенку и между всеми членам семьи,
  • в возрасте от 8 до 17 увеличивается потребность установления личности в обществе, школа, кружки, секции — все это влияет на нервную систему детей, а именно отношение там к детям, в этом возрасте они устанавливают свою социальную значимость;
  • от 13 до 17 лет наиболее часто влияют на заикание гормональные изменения;
  • во всех возрастах инфекционное поражение нервной системы, детский церебральный паралич, эндокринные нарушения,
  • родовые травмы, патологии беременности.

Сами по себе эти факторы, как правило, не основные причины, вызывающие у детей логоневроз, но именно в эти периоды они наиболее легко подвержены болезням и любая стрессовая ситуация в это время способна его вызвать и им понадобится лечение.

Огромную роль у детей, могут сыграть какие-либо физические недостатки, которые формируют у них комплекс неполноценности. А также завышенные требования к ним, несоответствующие их возрастной особенности, тотальный контроль, придирчивость, отсутствие заботы и любви к ребенку, жестокость к нему, сильные стрессы, голод, холод, но не только дома, но и в обществе — садиках, школах и т. д.

Мышечная гимнастика

При разговоре заикающийся человек испытывает нехватку воздуха, это провоцирует напряжение в мышцах лица, шеи и спины вне зависимости от причин заболевания.

Мышечная гимнастика заключается в таких упражнениях:

  1. В положении стоя максимально глубоко вдохните, при каждом последующем наборе воздуха, увеличивая объем грудной клетки. Выдох постарайтесь сделать быстрым и ритмичным, произнося звук «хуу». Один цикл составляет 10–15 повторений, а за день нужно делать 10–20 подходов.
  2. Задержите дыхания на 25–30 секунд. Это поможет улучшить вентиляцию легких и мышечный тонус.
  3. Ежедневные кардиотренировки по 15 минут повысят способности организма к адаптации и улучшат кровоток в легких.
  4. Йога — отличный вариант мышечной гимнастики, но подходящий только взрослым.

Постановка диагноза

Диагностировать заикание у взрослых достаточно просто, поскольку взрослый человек вполне способен объяснить и продемонстрировать, что именно его не устраивает в собственной речи.

Диагностика заболевания проводится под руководством логопеда и невролога. В дальнейшем пациенту может быть назначена консультация психолога и психотерапевта, могущих определить не кроется ли причина заболевания в домашних проблемах и трудностях в отношениях с родственниками.

При постановке диагноза у пациента могут проявляться вторичные симптомы:

  • логофобия;
  • потливость рук;
  • покраснение лица;
  • навязчивые взмахи рукой и движения другими частями тела.

Правильная постановка диагноза позволяет приступить к немедленному лечению заболевания.